Бензиновые двигатели для велосипеда: новое ощущение скорости. Изготовление велосипеда с мотором своими руками Двухтактный двигатель для велосипеда


Около года назад мне и моему отцу в голову пришла идея о том, как сделать из обычного велосипеда велосипед с электрическим мотором. Было приобретено все необходимое для этого, и работа началась. Мы изменили раму и переделали полностью весь байк. После того, как мы закончили, результаты нас более чем удовлетворили – у нас получился электрический мотовелосипед на 48В и мощностью 15 л.с.


Мы приобрели пляжный круизер фирмы Felt. Выбор остановился на нем, потому что он имеет правильные формы – нам нужен был велосипед с крепкой, мощной рамой, на которой можно было бы разместить все элементы конструкции. Вы же можете подобрать любой другой, рама которого отвечает этим требованиям. Одна из целей состояла в том, чтобы разместить центр тяжести так низко, насколько это было возможно. Ниже вы можете видеть список остальных основных компонентов, заказанных нами для изготовления велосипеда с мотором:
- Электродвигатель Briggs and Stratton;
- Контроллер электродвигателя Alltrax AXE 300А;
- Ручка газа Magura 0-5K Ohm;
- Герметичные кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи 4х12В, 21А/ч;
- Дисковый тормоз Avid Bb7 160мм;
- Мопедная цепь #35;
- 13-ти зубчатая ведущая звездочка;
- 66-ти зубчатая ведомая звездочка;
- Выключатель крупного размера;
- Предохранитель 300А;
- Опора двигателя из нержавеющей стали диаметром 21см (она заменит каретку велосипеда).


Мы сняли изначально установленную жесткую вилку и заменили ее амортизационной вилкой фирмы Manitou. Также мы закрепили при помощи болтов дисковый тормоз. Мы решили выбрать механические дисковые тормоза, а не гидравлические просто потому, что они проще устроены и дешевле. Модель Avid BB7 является полностью регулируемой. Вы можете индивидуально настроить каждый из них.


Так как в купленном нами велосипеде использовался ножной тормоз (за счет движения педалей в обратную сторону), нам нужно было изготовить крепления в районе дропаутов для того, чтобы установить еще один дисковый тормоз. Мы использовали ножовку для того, чтобы выпилить кусок стали нужной формы. Потом при помощи сверлильного станка мы просверлили отверстия для крепления тормоза.


Задняя втулка, которую мы использовали, была выполнена в виде двойной передней втулки. Она имела стандартные для маунтинбайков крепления под шесть болтов. Мы взяли 66-ти зубчатую ведомую звездочку без отверстий для монтажа и просверлили ее так, чтобы она подходила под это крепление на шесть болтов. Предельно важным является точное расположение втулки, звездочки и ротора дискового тормоза на одной оси.


Крепление тормоза приварено, колеса прикручены к втулкам, а верхнее перо рамы отогнуто с правой стороны, чтобы цепь и 66-ти зубчатая звездочка не цепляли его.


Крепление под двигатель (вырезанное из того же листа стали, что и крепление для тормоза) приварено к кольцу из нержавеющей стали. Кольцо тоже в свою очередь приварено на место, точно по центру, заняв место каретки, изначально стоявшей там. Крепление подножек сделано из пары старых осветительных стоек, сваренных вместе.


Точное центрирование кольца для мотора является очень важным. В нашем случае это кольцо представляет собой отрезок фонарного столба из нержавеющей стали, спасенный со свалки и обрезанный до ширины 11см. Его диаметр составляет 21см, и при размерах нашего двигателя зазор между ними составляет около 3мм. Кольцо просверлено на сверлильном станке, чтобы позволить потоку воздуха обдувать мотор. С правой стороны на нем сделана выемка ля обеспечения свободного хода цепи. Крепление для мотора вварено внутрь кольца со смещением для обеспечения надлежащего расположения вала двигателя и цепи электровелосипеда. В нижней части кольца были приварены крепления, позволяющие сделать подножки и рамку для них съемными. Сами подножки были сделаны из алюминиевых пегов для ВМХ.


Изначально имевшийся седлодержатель был снят, укорочен и приварен к верхним перьям рамы над задним колесом, усилительная вставка была добавлена для прочности конструкции. Резиновый колпачок был надет на подседельную трубу, а седельный хомут – развернут.




Здесь вы можете видеть велосипед с подготовленной для установки мотора и батарей рамой. Мощные колеса и низкое положение седла придают ему вид ретро мотоцикла. Обратите внимание на отверстия на верхней трубе рамы под кабель заднего тормоза.




Лотки для аккумуляторов были сделаны из алюминия. Они были приклепаны друг к другу и прикручены болтами к левой и правой панелям. Сами панели были затем закреплены болтами с обеих сторон рамы. Обратите внимание на переключатель питания в центре. Для того, чтобы можно было добраться до контактов переключателя, панели сделаны ассиметричными. Контроллер был установлен под верхнюю трубу вверх ногами с направленными назад контактами.




После того, как сборка закончилась, мы приступили к подключению проводов. После этого мы несколько часов тестировали велосипед с мотором на парковке. Он действительно быстро ускоряется, и мы не проверяли его максимальную скорость. По примерной оценке он должен развивать больше 80км/ч.
Используемый нами контроллер может подсоединяться к компьютеру через последовательный порт RS-232. Используя бесплатно ПО, скачанное с сайта производителя (в данном случае www.alltraxinc.com), можно просмотреть статистику в реальном времени, менять настройки и настроить кривую мощности для газа.



На видео вы можете видеть, как мы впервые решили испытать возможности сделанного нами велосипеда с мотором. Он оказался четко работающим, тихим, хорошо сбалансированным и довольно скоростным. По окончании испытаний мы решили назвать его EV-12. Собрав свой электровелосипед, вы сможете назвать его так, как захочется. Так что не теряйте времени – мастерская ждет вас!

Не многие из современных спортсменов вспоминают, что в деревнях и малых городах СССР был целый культ самодельных мотороллеров. Из сравнительно доступных «уралов» и «туристов» путем установки мотора для велосипеда создавались настоящие произведения инженерного искусства.

Новый виток развития рынка на рубеже 80-х – 90-х годов прошлого века подстегнул и рынок моторов для них. Сейчас велосипедистам доступны несколько типов моторов и даже полноценные моторизованные велосипеды, продающиеся в сборе.

Зачем они нужны

Для начала – зачем вообще устанавливать двигатель?

Первое – это, конечно, скорость. С хорошим двигателем велосипед может развивать скорость в 40-50 км/ч без участия велосипедиста. Это интересно и при прогулке в выходной день, и в дороге с работы и на работу, когда надо добраться быстро, недорого, а ещё, желательно, и не потным. Некоторые даже специально едут на работу с помощью велосипедного двигателя, а возвращаются домой, крутя педали в своё удовольствие.

Второе – это экономия сил. Далеко не все используют велосипед как тренажёр экстремальной выносливости. Хочется и просто покататься в своё удовольствие, а иной раз это не так просто сделать, когда ландшафт состоит из перепадов, буераков и холмов с затяжными подъёмами. Чтобы скомпенсировать недружелюбную к плохой спортивной подготовке среду, очень приятно использовать двигатель.

Третье – вполне условное – это страсть современных райдеров к прогрессу и уникальности. Давно прошли описанные в начале статьи времена самодельных мопедов в каждом дворе, и иметь моторизированный байк, да ещё и собранный своими руками – это очень и очень круто.

Правовые тонкости

Кстати, добавление вело мотора резко усложняет жизнь райдера с правовой точки зрения. Конечно, и на обычном велосипеде мы являемся полноценными участниками дорожного движения и несём ответственность за наше поведение на дороге. С приобретением же дополнительного к мускульной силе источника работы велосипед становится транспортным средством. Нужны ли права для вождения транспортного средства? Да, нужны. Это нововведение 2014 года.

Права категории «М» достаточно доступны. Как минимум, ими «по умолчанию» обладают все сдавшие на категорию «Б». Отдельно же вождению мотоциклов, мопедов и мотороллеров обучают редко, хотя доступ к сдаче экзаменов на эту категорию доступен на 2 года раньше. В практике же большинство просто игнорирует эту букву закона и не имеет особых проблем. Сотрудники ДПС редко связываются с манёвренными целями, только в том случае, если за рулём совсем юный водитель.

Последствия различных нарушений:

  • За вождение без прав – 800 р. штрафа и запрещение управлением (практика применения до конца не ясна – то ли байк отбирают, то ли несуществующие номера снимают).
  • При участии в ДТП – персональная ответственность, так как ОСАГО на велосипед явно не оформлялось.

История и современность

Как уже было рассказано, изначально моторы на велосипеды устанавливались исключительно кустарно – брались движки от различных лодок, мотоблоков и просто станков, изготавливался привод и транспортное средство было готово.

Со временем промышленность пошла навстречу народным умельцам, и советские заводы, кроме выпуска готовых мотороллеров «Рига», начали выпускать отдельные двигатели, которые устанавливались самостоятельно на произвольную технику.

Наиболее популярные и известные моторы для велосипедов – это серия «Д» от завода «Красный Октябрь» из Ленинграда. Некоторые умельцы на соревнованиях разгонялись до 100 км/ч на изделиях с данным движком. Многие отмечают, что качество советских моторов было нестабильным. Всё слишком зависело от смены, партии, даты изготовления и, конечно же, технических навыков пользователя. Серия «Д» изначально предназначалась для кружков юных техников, и использование этих комплектующих требовало подготовки.

Ещё одним историческим мотором можно признать «Комету». Данный двигатель производился как комплектующее для очень широкого ассортимента техники. На базе «Кометы» изготавливались бензопилы, мотоблоки, мотороллеры и, конечно же, мотовелосипеды. Почти 2 «лошадки», малый вес и универсальность принесли этому двигателю для велосипеда славу.

За границей всегда было большое разнообразие моделей, которые в итоге пришли и к нам. Сейчас наиболее популярными являются моторы от Honda. Они стали де-факто стандартом как на лодках, так и на моторизированных велосипедах.

Типы моторов

Для столь миниатюрной и хрупкой техники годятся всего несколько типов моторов, поэтому о них рассказывать долго не получится. Можно подвесить движок на раму или поставить на багажник – это не так важно, главное, на каком топливе будет работать новое «сердце» велосипеда.

Бензиновый

До недавнего времени бензиновый мотор был первым, о чём стоило задумываться, механизируя свой велосипед. Как уже было рассказано, история использования бензиновых моторов на велосипедах насчитывает более полувека. Использовались не только серийные двигатели для велосипедов, но и различная экзотик, например, двигатели от триммеров и бензопил.

Для движения байка хватает минимальной, по меркам бензиновых двигателей, силы. Обычно это 1-2 л.с. Соответственно, объём движка начинается с 50 кубических сантиметров. Различают одноцилиндровые (большинство советских моделей, снятые с техники моторы) и двуцилиндровые двигатели. С разницей в мощности в 1,5-2 раза, вторые обычно устанавливаются, когда к моторизации подходят серьёзно. Обычно, конечно, это импортные движки, например, Honda.


Современный мотор Комета

Обычно бензомотор максимально прост, и используются двухтактные механизмы, которые заправляются смесью бензина с маслом и не требуют особого ухода. Комета, Д-5 и Д-6 и их китайские клоны F50 и F80 – двухтактники. Кроме того, они проще заводятся и могут быть съёмными. 4-х тактный мотор – это редкость на байке, более сложный механизм более экономичен, но «подхватистость» у него ниже, а ремонт, вес и стоимость – много дороже.

Электрический

Электровелосипеды резко обогнали бензиновые в последние годы. Здесь «сыграли» сразу несколько факторов:

  1. Удешевление электродвигателей вследствие унификации производства в Китае.
  2. Изобретения в сфере аккумуляторов, которые стали намного легче и вместительней.
  3. Усложнение конструкции байков до того уровня, что электродвигатель становится приемлемым аксессуаром.

Электрический мотор на велосипед проще в установке и обслуживании, но инженеры пошли дальше, чем просто первый шаг замены бензинового движка на электрический. Сейчас стали очень популярны мотор-колёса, когда электрический двигатель для велосипеда устанавливается на втулку колеса неразъёмным способом. Это увеличивает и простоту установки (просто закрепить колесо и аккумулятор), и срок эксплуатации. Отсутствие дополнительного цепного привода и механизмов переключения делает конструкцию проще и надёжнее.

Оборудование

Каким образом устанавливается двигатель на велосипед? Есть множество моделей, которые поставляются сразу как велосипед с мотором и являются электровелами или практически мопедами. Некоторые компании (привет, «гаражный тюнинг») занимаются переоборудованием в мелкосерийном масштабе. Большинство же моторов устанавливаются на велосипеды вручную самими велосипедистами. В последнее время популярность приобрели наборы («киты»), состоящие из мотора и всех необходимых деталей, а также инструкции, как с их помощью оборудовать свой байк.

Это выгодно производителю. Он не несёт гарантийных обязательств за весь велосипед, ему не надо подстраиваться под вкусы клиентов относительно рам, обвеса и бренда велосипеда. Для покупателя же это инженерный вызов, возможность недорого и своими руками сделать серьёзный апгрейд своего двухколёсного коня.

Самоделки

В любом случае, самыми популярными интересами велосипедистов остаются самоделки. Кто-то выбирает их из-за низкой стоимости – «комплект» из б/у двигателя Комета, цепи и нескольких шестерён обойдётся в 2-3 раза дешевле, чем цена готового набора. Да и фактор технического любопытства, удовольствие от того, что моторчик на велосипед установлен своими руками, очень важен. Так и появляются монструозные байки с несколькими передачами и пресловутые ускорители на бытовых движках.

Заключение

Оборудование велосипеда мотором – серьезное дело. В несколько раз возрастает и средняя скорость байка, и его требовательность к обслуживанию, не говоря уж о стоимости. За многие годы «моторизация» превратилась из увлечения мальчишек в целый бизнес по оборудованию велосипедов и производству комплектующих для этого.

Покупка и установка мотора не велосипед – серьёзный шаг, и, несмотря на все плюсы, дело это сложное, и интересно далеко не всем байкерам.



Буду писать не спеша, не всё сразу.
Мотовелосипедами с триммерным
мотором я увлекся после того, как однажды зимой прокатился на МТБ с
ременным велодвигателем Комета. После Дэшки, которая была у меня тогда,
это был культурный шок, мягко говоря. Дэшка была продана, а в замен
куплен горный велик Стелс 850 и веломотор Комета 1.5 (1.5 л.с., 33сс).
Дальше была история недолгого коммерческого сотрудничества с Кометой,
покатушки и разочарование в ременной схеме. Решил строить неубиваемый
всепогодный мотовел с цепным приводом. Ну и построил.
Конструкция
была такая: стойка согнутая из алюминиегого профиля 20х5, шестеренчатый
понижающий редуктор 5:1, звезды от китайского минибайка, ведомая звезда
была проточена и прикручена к втулке колеса, моторную и педальные звезды
разделял алюминиевый экран, часть звезд из кассеты велика были сняты.


И в первый же выезд поехал на знаменитую "гонку века":



Мотовел на гонке показал себя хорошо, не смотря на то, что до этого ни
разу не ездил. Но, как и большинство неотработанных конструкций, на
обратном пути развалился. И разваливался еще много раз пока опытным
путем не были устранены фундаментальные косяки конструкции.

Поподробнее о косяках:


Косяк номер раз - цепь от китайского минибайка тянулась так быстро, что
длины пазов для натяжения цепи стало нехватать. Моторама к которой
крепился мотор с редуктором была переделана под натяжение неподвижным
роликом с эксцентриком:



Но это нифига не помогло - цепь продолжала очень сильно тянуться да еще
и ролик стачивался. Поставил подпружиненный натяжитель, больше
растяжение цепи меня не беспокоило. Т.е. цепь то тянуась так же, но
натяжитель её вовремя подтягивал:



Косяк номер два - от вибрации лопалась алюминиевая стойка, сломал их штуки 3. Потом надоело и сделал стальную (6х20).
Её видно на фото вместе с усовершенствованным натяжителем на подшипниках:


Параллельно с этим присутствовало странное явление: при движении
накатом на приличной скорости в трансмиссии происходили сильные удары,
их природу я не мог понять до определенного момента. Как оказалось, при
вертикальном положении цепи при движении накатом в момент когда ведущая и
ведомая ветви цепи меняются ролями, а натяжитель отжимался на весь ход
тянущей ветвью, происходило провисание цепи под ведомой звездой.
Провисанию способствовало то, что ведущая звезда при движении накатом
мотор притормаживал ведомую ветвь цепи. В результате провисания зезда в
один прекрасный момент охватывала звезду не каждым звеном, а с
исключением части звеньев, получалось что цепь вдруг становилась короче,
чем расстояние между звездами - в этот момент следовал нефиговый такой
удар. Когда удары наконец прикончили и стальную стойку я стал
придумывать принципиально другое решение.


Долгие раздумия и
наблюдения при езде помогли придумать выход - обгонную муфту между
мотором и колесом! При такой схеме ведущая и ведомая ветви цепи
принципиально не могут поменяться ролями, а, следовательно, не будет и
пресловутого провисания цепи. За одно решил избавиться от дрянных
китайских звезд и цепи которые хрен где купишь (это при крайне низком
ресурсе). Сказано - сделано:


Велосипедный фривил на вал редуктора:



Ведомая звезда ХВЗ на 51 зуб (для эксперимента была прикручена к старой):

Общий вид:


Решение оказалось удачным, все удары прекратились. Ездить стало очень
кайфово, ресурс компонентов возрос, все было круто. Так я проездил около
1000 километров.

Конструкция меня так воодушевила, что я решил наладить серийный выпуск.


Для серийного веломотора важны несколько аспектов: доступность
комплектующих, надежность, максимально простая установка, унификация. В
связи с этим было проведено несколько модернизаций:

Крепление
ведомой звезды к спицам через специальную фасонную планшайбу.
Подразумевает крепление на любое колесо с 32 или 36 спицами. На каждую
спицу одевался специальный хомут, который притягивался винтом к
планшайбе. К планшайбе винтами крепилась ведомая звезда.






На ведомую звезду сделал ограничительный экран. Он разделял педальную и
моторную цепи. В дальнейшем был установлен с обоих сторон ведомой
звезды. Это полностью исключает возможность соскакивания цепи со звезды.





Стойка была сделана составной. Это позволило обеспечить возможность
регулировки положения привода относительно колеса, комплект стало
возможно ставить на практически любой велосипед.




Переходник для фривила на редуктор сделал стальным вместо алюминиевого. Алюминиевый быстро изнашивался в шлицах.


Были сделаны капролоновые ролики натяжителя:



В таком виде комплект получился достаточно универсальным и надежным. В
момент начала продаж комплект обрем название "Заяц". Комплект имел
следующие характеристики:

- Двигатели Texas (2Т, 1.5 л.с. - 33сс и 2 л.с.-42сс) или Honda GX35 (4T, 1.6 л.с. - 35сс)
- Вес комплекта 7 кг.
- расход топлива 1.5-2.5 литра в зависимости от мотора.
- Максимальная скорость 52-58 км/ч в зависимости от мотора
- Легкий педальный ход велосипеда с сохранением передач
- распространенные и легкодоступные расходники.
- всепогодность и надежность

Были у комплекта и недостатки:

- Качество минибайковских редукторов плавало от партии к партии.
Какие-то ходили тысячи километров, какие-то клинили, шумели, текли,
попадались кривые чашки сцепления

- Цепь надо смазывать, а смазанная цепь пачкается.
- С велосипедной кассеты необходимо снимать 3 крайних левых звезды.
- Достаточно сложная установка, требовалась точная центровка звезд и подгонка некоторых элементов по месту.


В общей сложности было сделано 20 коммерческих "Зайцев" разной степени
модернизированности и комплектации + 1 мой экспериментальный + 1 был
собран из заначки запчастей для знакомого. Итого 22 штуки. Вот фото
товарных экземпляров в сборе с велосипедами:








По определенным причинам производство пришлось свернуть. Но вся
документация, чертежи и прочее у меня остались, так что, возможно, у
истории будет продолжение...


На мотовелосипедах "Заяц" совершались всякие безумные поездки. Например, съездили с bleonid"ом на двух "Зайцах" в Ярославль:

Велосипед с мотором совмещает в себе много преимуществ. Это устройство нового поколения, которое является очень высокотехнологичным на сегодняшний день видом транспорта. Все это позволяет достичь того, что техника способна предоставить своему потребителю много разнообразных возможностей. Желая стать обладателем велогибрида, нужно быть готовым к тому, что стоит такое чудо намного дороже обычных велосипедов. Иногда их цена превышает даже отметки в 150000 рублей.

Самодельный велосипед с мотором

Поэтому многие сегодня предпочитают изготовить самодельный велосипед, оснащенный мотором. Конечно, на это придется потратить немало усилий, но зато удастся сэкономить некоторую сумму денег.

Достоинства велосипеда с мотором

Мотовелосипед совмещает в себе массу достоинств. Оснащается мотором, который при правильном подключении может работать практически бесшумно. Кроме того устройство работает на электричестве (ток можно создать с помощью триммера). Это в свою очередь гарантирует то, что ничто не испортит перемещение по дороге.

За счет того, что устройство работает на токе, оно является довольно экономичным, ведь электричество стоит намного дешевле бензина. Его цена почти в 7 раз меньше.

Зарядить устройство можно при помощи обычной розетки. При этом если вдруг зарядка полностью закончилась, то это не означает, что дальше придется идти пешком. После этого велосипед, оснащенный мотором, превращается в обычный велосипед. Передвижение на нем возможно при кручении педалей.

Маневренность и компактность

Огромное преимущество мотовелосипед имеет в условиях городских пробок. Благодаря его компактным размерам и маневренности, с его помощью можно выбраться практически из любой пробки, сложившейся на дороге.

Разгоняется до довольно высоких скоростей. Поэтому, используя такой велосипед, снабженный мотором, можно за считанные минуты добраться до пункта назначения.

Его без проблем можно хранить дома. Мотор легко снимается, поэтому детали даже способны храниться по отдельности.

Легкость обслуживания

Обслуживание такой техники является простым и удобным, поскольку не нужно тратить свое время на заливание бензина, обслуживание фильтров, очистку триммера и т.д.

Запасные части встречаются в продаже, поэтому если какая-то из деталей сломается, то ее всегда можно будет найти и купить.

Тем не менее, есть и бензиновые модели, которые в некоторых областях имеют свои определенные преимущества. Купить их можно в любом месте, где продаются мотоциклы. Но сделать такое устройство своими руками тоже вполне возможно.

Делаем устройство самостоятельно

Купить мотовелосипед, цена которого является очень высокой, могут не все. Поэтому многие интересуются, как можно сделать такой вид транспорта своими руками. Естественно, чтобы приступать к этому процессу, необходимо иметь хотя бы минимальные знания в данной области. Кроме того, в первую очередь, нужно купить все необходимые детали, которые понадобятся в процессе работы.

I вариант: купить мотор-колесо

Конечно, можно купить специальное мотор-колесо, которое уже оснащено всеми необходимыми деталями. Однако его цена может сильно ударить по карману, поэтому есть и другой вариант, который мы рассмотрим немного позже.

Вместе с колесом в комплекте продается контроллер, ручка газа, ручка тормоза и зарядное устройство, система Pas. Контроллер необходим для преобразования постоянного тока, идущего от АКБ, в переменный. Система Pas активирует двигатель во время вращения педалей.

Тормозные ручки помогают устройству тормозить быстро и эффективно.

Установка

Устанавливая мотор-колесо своими руками, следует выполнить такие действия в строгом порядке. Перевернуть велосипед колесами к верху, после чего снять заднее колесо, которое было установлено на велосипеде с завода. При установке нового колеса нужно обратить внимание на то, чтобы пучок со всеми проводами находился с левой стороны велосипеда. В противном случае, колесо может крутиться в обратном направлении, что не может гарантировать безопасности водителю велосипеда.

После того, как колесо будет полностью установлено, нужно будет еще установить батареи к раме, а также контроллер. Очень важно выполнить его дополнительную изоляцию, обмотав его, например, целлофановым пакетом.

Подключить все остальное оборудование. Обязательное условие: подключение к АКБ должно происходить с использование предохранителя на 20А.

Велосипед с мотором готов.

II вариант: велосипед с мотором от бензопилы

Такой вариант возможен только в том случае, если есть сломанная бензопила с работающим мотором. Дело в том, что на то, чтобы купить новую бензопилу, придется потратить немало средств, поскольку ее цена колеблется в пределах 20000 рублей.

Велосипед можно использовать любой, главное, чтобы он был исправным. Для велосипеда вполне подойдет бензопила с мотором 1,5 л.с. Двигатель устанавливается над рамой с помощью хомута, купить который можно в любом магазине техники.

Закрепить втулку можно с помощью специальных шайб и винтиков.

Для установки рычага-газа необходима установка специального тросика, который будет соединять рычаг мотовелосипеда с двигателем от бензопилы.

Использование обычного триммера может заменить контроллер, однако предохранитель в любом случае необходим.

И в заключение

Таким образом, удастся получить великолепный велосипед, цена которого не ударит по карману. На таком виде транспорта можно будет передвигаться где угодно: хоть в большом мегаполисе, хоть на сельских дорогах. Это незаменимый транспорт для поездок на дачу или пасеку, прекрасный вариант, вместе с которым можно организовать долгожданную рыбалку. Низкая ценаобуславливается главным образом тем, что все действия с установкой деталей осуществляются самостоятельно.

Такой велосипед еще и очень маневренный. Любителям он принесет море удовольствия, хотя есть и недостатки. Дело в том, что с этого момента придется опасаться дворовых собак, которые совершенно не переносят звука, издаваемого мотовелосипедом.

Ни один велосипедный аксессуар не вызывает столько споров и жестких оценок, как бензиновый двигатель для велосипеда, который превращает байк в моторизованное транспортное средство. Причина понятна. Каждая опция (будь то фара, генератор, звуковой сигнал, рокринг, ) не перестают делать велосипед велосипедом, потому что не замахиваются на «святыню» - использование только мускульной силы человека. Кто «за» и «против»?

Аргументы «против» чаще всего приводят те велосипедисты, которые используют байк как средство поддержания спортивной формы и сами отличаются выносливостью. Их велосипеды легкие, оснащены современными переключателями и звездочками. Средства на байк они вкладывают в аэродинамически выгодную экипировку и приобретение велосипедных спиц плоского сечения для снижения сопротивления воздуха. Сама мысль о дополнительном источнике энергии, тем более таком «экологически грязном», как двигатель внутреннего сгорания, кажется им кощунственной.

Существует другая часть велосипедистов, которые на первое место ставят результаты другого рода, которые приветствуют такое явление, как бензиновый двигатель на велосипед. Уехать дальше, чем обычно, в выходной день. Добраться на дачу за то же время, что и на электричке, но втрое дешевле. Смочь преодолеть такие горки, на которых сердце выскакивает, а пешком идти не хочется. И, наконец, жажда странствий: заглянуть за горизонт не так, как все.

Итак, рассмотрим велосипедные бензиновые двигатели. Определимся сразу с терминологией: «мотовелик», «мотобайк», «мотовелосипед» – это средства передвижения, на которых так же можно крутить педали, как на обычном велосипеде, а двигатель будет существовать как груз на багажнике. Если же речь идет о мопеде, то велосипедные педали на нем служат лишь для «завода с толкача», и на одних педалях далеко не уедешь.

О недостатках мотовелосипеда

  • Появление в конструкции дополнительных деталей (шкив, ремень, поршневая группа, свеча зажигания, сцепление, проводка) и увеличение уязвимости. Но это имеет косвенное значение, так как просто, в случае поломки, велосипед становится обычным велосипедом. Именно этот пункт из недостатка превращается в преимущество: все остальные транспортные средства, даже скутер нужно «вести в поводу», автомобиль тянуть или эвакуировать.
  • Некоторое увеличение массы транспортного средства (в среднем, на 6–7 кг)
  • Движение с повышенной скоростью опаснее. В среднем, скорость 30–40 км\ч более травмоопасна.
  • Требуется возить в рюкзаке или в бензобаке запас топлива и масло для смешивания.
  • Двигатель занимает багажник, чаще задний (на фото - пример передней компоновки), к заднему багажнику крепится тубус, в котором находится емкость с 2 литрами топлива.
  • Появляется шумность и выхлоп при езде (нарушение святого принципа экологичности велосипеда).
  • Непонятная ситуация вокруг мотовелосипеда и органов ГАИ (права, ответственность – описано ниже).

Преимущества моторизованного велосипеда

  • Повышение скорости в три-четыре раза при незначительном увеличении массы (средняя скорость в городских условиях – 10-12 км\ч), увеличивается до 40-50 км\ч.
  • Возможность использовать в серьезных, «дальнобойных» поездках. На мотовелосипеде поездка на четверть тысячи километров может быть вполне выполнена за день и доступна каждому, это серьезный козырь для велотуристов.
  • Современный двигатель заводится «с хода», поэтому можно его включать периодически, использовать только на затяжных подъемах, экономя силы. Это важно в случае пожилого возраста, не очень хорошей физической формы, избыточного веса.
  • Возможность «помогать» педалями, используя оба источника энергии – мотор и свою силу.
  • Потрясающая экономичность, в сравнении с достаточно высокой скоростью в условиях городских пробок. Например, в пятницу вечером автомобили на загородных направлениях создают многокилометровые пробки. И поездка на дачу, которая находится в 38 километрах от дома, отнимает полтора часа времени и 5 литров топлива за счет «газования» в пробках. Мотовелосипед справится за час, причем на дорогу уйдет один литр бензина (средний расход – 2,5 л\100 км). В то же время стоимость топлива для автомобиля составляет 150 руб., билет на электричку - 53 рубля (и еще идти от станции 20 минут), а мотовелосипед обойдется в 30 рублей.

Именно последний пункт обусловил огромную популярность велосипеда с мотором в странах третьего мира и вообще в Азии, а также в крупных мегаполисах с затруднением городского движения. Так, например, в Шанхае в 1996 году было 370 тысяч мотовелосипедов и 470 тысяч других моторизованных транспортных средств.

Какие бывают моторы для велосипедов

Двухтактные (F 50, Комета). На 1 фото изображен мотор «Комета» производства Санкт – Петербург. На 2 фото – комплект китайского F50. Его стоимость около 7500 руб.

Что касается модели F50, то это китайский аналог советского велосипедного мотора серии «Д - 5», производимого на заводе «Красный Октябрь». Его недостатки, пожалуй, в следующем: он жестко фиксируется к раме, для чего нужно сверлить алюминий, а это снижает прочность рамы.

В настоящее время качество моторов выросло, брак случается все реже, велосипед «тянет» 40-50 км\ч, и на это затрачивается 1,5-1,7 литра топлива.

Четырехтактные (Honda GX35, GXH50, мощность 2,5 л.с).

Диапазон средних технических характеристик двигателей:

  • Объем камеры сгорания в пределах 35-50 куб. см.
  • Мощность – 1,5-2 л.с. (напомним, что одна лошадиная метрическая сила равна 735 Вт, а двигатель в 2 л.с. способен поднимать груз в 150 кг за 1 секунду на 1 метр, что очень прилично).
  • Объем бака от 0,6 до 1,2 л (по данным двигателей «Комета»). Самодельный бак может быть каким угодно.
  • Расход топлива в среднем 1,5-2,5 л\100 км.

Мотовелосипеды могут быть как на , которая одновременно является понижающим редуктором, так и на цепной (ниже модель на основе двигателя Honda GXH 50). Только в этом случае педали уже не получается покрутить: их просто нет. Зато этот образец, по словам автора, разгоняется до 70 км\ч, точнее, 68-ми.

А вот мотовелосипед с мотором «Весна – 20» имеет цепную передачу с возможностью вращения педалей.

Плюсом этой схемы является свободный багажник и низкий центр тяжести, а минусом – асимметричная нагрузка.

Какие детали, кроме двигателя, входят в комплект установки мотопривода?

Рассмотрим систему двигателя с бензиновой тягой на примере мотовелосипеда «Комета». В комплект входят:

2. Комплект сцепления (на фото – центробежное). Он состоит из чашки, ведущего вала, колодок, натяжных роликов, втулок, болтов.

3. Багажник (иногда годится и штатный, но лучше приобретать из комплекта).

4. На багажник устанавливается двигатель с помощью подвески.

5. Система рукоятки газа (дроссельная заслонка).

6. Ведомый шкив. Крепится на колесо, переднее или заднее, в зависимости от компоновки.

7. Ведущий шкив, который передает крутящий момент с главного вала.

8. Система армстартера (ручного запуска двигателя).

Кроме названных основных элементов, в состав комплектности входят различные крепежные элементы, инструкция по сборке.

Мотовелосипед и ГАИ. Несколько важных фактов

  1. Теперь (с 9.04.2014 г.) на любые транспортные средства нужны права. В данном случае, категории М.
  2. Пока автошколы не берутся обучать на эту категорию. Во-первых, автошколы прекрасно зарабатывают, обучая на «В». Во-вторых, нет комментирующих и обучающих документов, поясняющих, какие нормативы распространяются на бензиновые двигатели для велосипедов.
  3. Если у вас есть права (любой категории), то автоматически владельцу присваивается и категория М.
  4. Регистрация в ГАИ не нужна, но если вы не захватите свои автомобильные права, то получите штраф в 800 рублей. Правда, непонятно, как он будет выписываться (без документов), наверное, будет изыматься транспортное средство. Хотя инспекторы не связываются со скутеристами, а с мотовеликами подавно, так как одно удовольствие уезжать от инспекторов по парку и лесной тропинке.
  5. Если вы на мотовелосипеде (с правами на категорию В) наедете, например, на открытую дверцу автомобиля и станете причиной ДТП, то вас могут лишить прав на автомобиль (какие у вас есть) , а так как ОСАГО к мотовелосипедам не разработано, будете платить из своего кармана. Вариантов целых четыре: не попадать в ДТП, избегать вызова ГАИ, скрывать наличие прав или просто удирать. Я выбираю первый пункт.

В заключение хочется сказать, что практически все велосипеды, на которые устанавливаются двигатели, предназначены для езды в три раза более медленной, и пробег на них в единицу времени превышает аналогичный у простого велосипеда втрое. Поэтому нужно обращать внимание не только на техническое обслуживание двигателя и его привода, но и велосипеда. Чаще всего возникают следующие проблемы:

  • повышенный износ покрышек;
  • люфт задней втулки колеса;
  • ослабление многих соединений на винтах и гайках из – за повышенной вибрации. Нужно ставить «самоконтрящиеся» гайки.

В полной мере почувствовать поездку на мотовелосипеде можно здесь

Статьи по теме