Ги де мопассан милый друг описание. Жорж Дюруа, главный герой романа "Милый друг": характеристика

«Bel ami» победил, он у власти. Но до какой же степени упала способность мещан к самозащите, если они вручают судьбы свои в руки столь ненадежных людей!"

«Погибло и погибает все чистое и доброе в нашем обществе, потому что общество это развратно, безумно и ужасно».

Экранизации

  • В 1939 году снята германская экранизация с Вилли Форстом в главной роли.
  • В 1947 году снят американский чёрно-белый фильм «Личные дела милого друга» с Джорджем Сандерсом в главной роли.
  • В 1955 роман был снова экранизирован с Иоханнесом Хестерсом в главной роли.
  • В 1976 была снята по мотивам романа совместная шведско-французская порнолента Bel Ami .
  • В 2005 вышла франко-бельгийская экранизация романа с Сагамором Стевененом в главной роли.
  • В 2012 году вышла экранизация романа с Робертом Паттинсоном , Умой Турман и Кристиной Риччи в главных ролях.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Милый друг (роман)" в других словарях:

    Милый друг Bel Ami … Википедия

    Милый друг Bel Ami Жанр драма Режиссёр Деклан Доннеллан Ник Ормрод Продюсер Уберто Пазолини … Википедия

    Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Роман (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. ноябрь 2007 Пожалуйста, улучшите стат … Википедия

    Роман литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни. Возможные варианты повествования: с рождения героя … Википедия

Сын зажиточных крестьян Жорж Дюруа от природы наделен восхитительной внешностью. Он носил прелестные усы, белокурые волосы выглядели всегда не отразимо, а стройная фигура выделяла его из толпы. Благодаря этому, он имел поразительный успех среди женщин и жил он в Париже. В это время он испытывал серьезную финансовую нужду: в кармане у него оставалось всего лишь три франка, а новое жалование выплатят только через пару дней. Жара каждую минуту забирала у него массу сил и он страшно хотел кружечку пива. Дюруа, гуляя по парижским улицам, все время ждет какого-то необыкновенного случая. А кто ищет, тот, как известно, всегда находит. Конечно, он искал женщину, по вине которой и произойдут все интереснейшие события. Но не будет забегать вперед, а просто поясним, что он встретил Форестье.
Вместе с ним Жорж служил в Алжире. Молодой человек пренебрег успехом в собственной деревушке и пошел служить в армию. Около двух лет он проводил грабежи, которые неизменно сопровождались убийствами арабских людей. Именно это и выработало у него привычку брать все, что он пожелает и ходить с выпяченной грудью. Жаль только, что в Париже не принято зарабатывать на жизнь, махая револьвером.
Его друг по службе Форестье стал преуспевать в журналистике, чем и заработал себе неплохое состояние. По своему душевному благородству он угощает своего друга отменным пивом и дает совет заняться журналистской деятельностью. Жорж был приглашен на завтрашний обед и принимает от Форестье сорок франков. Этих денег хватит на то, чтобы взять на прокат хороший костюм.
Это и послужило началом интереснейшей истории. Форестье женат на изящной и симпатичной блондинке. Подруга жены - жгучая брюнетка госпожа Марель имеет дочь. Порадовал всех своим визитом и издатель газеты «Французская жизнь» господин Вальтер - депутат и весьма состоятельный человек. Кроме этого, он был еще и знаменитым поэтом. Дюруа теряется в четырех бокалах и с трудом справляется с вилкой, хотя и быстро ориентируется среди этих весьма одаренных господ. Наконец, разговоры пошли об Алжире. Будто в холодную воду с оппонентами Дюруа вступает в разговор и ему, конечно, начинают задавать кучу вопросов. Он почувствовал на себе внимание заинтересованных женских взглядов. Форстье быстро пользуется этим моментом и просит Вальтера взять друга в его газету. Дюруа получает своей первых неофициальный заказ: сделать пару очерков о службе в Алжире. Жоржу удалось расположить к себе Лорину - маленькую дочурку госпожи Марель. Он тихо укачивает ее на коленях, а мама с восхищением наблюдает за красивым новым гостем.
Казалось, счастью не было предела. Все благодаря его неотразимой внешности и умениям. Остается только выполнить данный ему заказ и принести его Вальтеру к трем часам.
Жорж не теряет времени и начинает работать. Вот уже выведено: «Воспоминания африканского стрелка». Он воспользовался помощью госпожи Вальтер и вывел именно это название. Жаль только в дальнейшем написании ему никто уже не помогал и все остановилось. Одно дело рассуждать при виде красивых дам с бокалом вина, но заниматься писательством - совсем другое! Жорж решает оставить это занятие до утра.
Утром все усилия оказались напрасными и новоиспеченный писатель просит помощи у своего друга Форестье. Тот, ссылаясь на дела в газете, отправляет его к своей жене, которая, по его словам, сможет помочь.
Госпожа Форестье, усадив Жоржа за удобный стол и выслушав его, уже через минут 15 начала диктовать ему аккуратные строки. И вот, работа готова - удача и теперь на его стороне! Его принимают в отдел хроники и он, наконец, может покинуть ненавистную работенку на Северной железной дороге. Тут Жорж поступает, как истинный джентльмен: сначала он получает жалование на весь месяц, а уж потом, обхамив начальство с ног до головы, уходит в приятном расположении духа...
...и опять попадает в нелепую ситуацию. Вторая статья тянется очень трудно. Хорошо, что он уже знает, каким образом следует решать подобные проблемы. Он опять просит помощи у госпожи Форестье. Но ее муж оказывается дома и сообщает Жоржу, что не собирается проделывать работу за него.
Дюруа в обиде на друга решает написать все сам. Посмотрим на них, когда его статью напечатают! Но не напечатали и после всевозможных правок тоже. Жорж решил оставить написание статей и уходит в простые репортеры.
И здесь его ждал успех. Причиной всему стали его невероятная пронырливость, наглость и обаяние. Господин Вальтер доволен новым сотрудником. Жорж получал жалование в два раза больше, чем в конторе, однако счастье длилась не долго. Как известно, чем больше денег есть у человека, тем меньше их хватает на жизнь. Жоржу легко удавалось следить за жизнью великих людей, но сам он всегда оставался за кадром. Он уважаемый...репортер и с этим ничего не поделать. Его принимают богатейшие люди в свои кабинеты только в качестве газетчика. Жорж вновь чувствует себя обедневшим, хотя в его же газете работают люди с карманами полными наличных. У них есть красивые жены и шикарные дома. Дюруа начинает одолевать зависть.
Увы он не знает ответа на всего его вопросы, однако он превосходно умеет пользоваться своей силой. Ему вспомнилась госпожа де Марель, та, которая была с дочуркой на званом обеде у Форестье. Она дала понять Жоржу, что она всегда дома только до трех часов. Визит к ней немного взволновал его, но де Марель - воплощение изящества и теплого радушия. Он получает приглашение в ресторан вместе с супругами Форестье.
Блюда, которые он отведал, были превосходны! Да и обстановка в отдельном ресторанном кабинете располагала к беседе. Госпожа де Марель изрядно выпила и Жорж проводил ее домой. Еще в экипаже Жорж, преодолевать легкую нерешительность, бросился в атаку. Де Марель не смогла устоять и тут же он овладел ею.
На следующий день Жорж уже завтракает вместе с возлюбленной. Он продолжает играть влюбленность, но еще пытается бороться с робостью. Он не знает, как пойдет дальнейший ход событий. В комнату вбегает Лоран и радостно бежит к нему. Она считает Жоржа своим другом и это очаровательно. Клотильда, так зовут де Марель, оказывается еще и отличной хозяйкой. А для свиданий она сняла маленькую скромную квартирку. Но это вызвало у Жоржа недовольство, ведь оплачивать квартиру ему не по карману, хотя она оплачена Клотильдой. Она умоляет его дать согласие на это и в конце концов он соглашается, считая это полностью справедливым. Ее красота не перестает поражать его.
Жорж все острее испытывает финансовую нужду, но после каждого свидания обнаруживает у себя в карманах пару золотых монет он Клотильды. Такое положение вещей его явно не устраивает, но он быстро мирится с этим и продолжает вести счет своего долга просто для успокоения души.
Но вот любовники ссорятся. Вероятнее всего разрыв. Жорж намерен отомстить, полностью возместив все долги, однако у него по-прежнему ни гроша. Он просить о помощи друга Форестье, но тот дает ему лишь жалкую подачку - десять франков. Жорж решает отомстить ему и наставить рога старому другу - тому человеку, который помог ему.
Атака на госпожу Форетье заканчивается полным провалом. Она также приветлива и любезна, но стать любовницей она точно не желает. В ответ на всяческие соблазны со стороны Дюруа она предлагает дружбу, а это уже посерьезней, чем просто наставить рога. Первый дружеский совет пришелся кстати и Жорж наносит визит госпоже Вальтер.
Уже через неделю после этого визита Жорж начинает заведовать отделом хроники и приглашается семьей Вальтеров на обед. Вот это цена дружеского совета!
На званом обеде Жоржа ждало важное событие. Однако Милый друг еще даже не подозревает что это за событие. Он будет представлен двум дочерям издателей - шестнадцати и восемнадцати лет. Одна из низ очень миловидна, другая - простая дурнушка. Но Жоржа вновь начала волновать Клотильда - все такая же неотразимая и обольстительная. Они мирятся и любовная гармония восторжествовала.
Внезапно заболевает Форестье. Его слабость, кашель и стремительное похудание говорит о том, что ему не долго осталось. По словам Клотильды, его жена тут же выйдет замуж за другого, не успев оправится от тяжелой потери. И тут Жорж зачинает усиленно задумываться о будущем. Тем временем жена увезла Форестье на лечение на юг. На прощальной встрече Милый друг уверяет госпожу Форестье, что поможет всем, чем сможет.
Разумеется, помощь не заставила себя долго ждать. Через некоторое время госпожа Форестье просит его посетить их в Каннах и всячески помочь ей справится с умирающим супругом. Жорж отправляется в поездку и добросовестно выполняет все обещания. До самой кончины он сумел зарекомендовать себя в качестве надежного друга и просто доброго человека.
Все сложилось так, как планировалось! Жорж вскоре заключает брак с вдовой Форестье. Теперь в его окружении есть замечательная помощница - просто гений истинных политических интриг. Он получил дворянский титул, шикарный дом. Жоржа больше не устраивала его фамилия и он делит ее на слоги в сочетании с названием родной деревушки. Теперь его величают дюРуа де Кантель.
В лице жени он обрел настоящего друга, однако дружба в их понимании имеет определенные границы. Зачем, скажите на милость, умнейшая Мадлена сообщает Милому другу, что госпожа Вальтер в тайне любит его? Мало того, она передает ему ее слова, что если Жорж был бы свободен, ему было бы сподручно жениться на ее дочке Сюзанне.
И он снова погружается в задумчивость. Госпожа Вальтер, к стати сказать, тоже весьма прелестна. Жорж начинает свою игру. На этот раз объект полон противоречий, но весьма добропорядочен. Милому другу получается загнать Вальтер с западню и она открывает ему тайну.
Ларош, будучи министром иностранных дел в компании с господином Вальтером хотят крупно заработать на военной экспедиции в Марокко. Тут же они скупают за бесценок облигации марокканского займа, стоимость которых вот-вот поднимается. Жорж волен прикупить несколько таких акций. Затея оказалась чудная: они заработали десятки миллионов.
Марокканские ворота Танжен уже захвачены! Вальтер покупает шикарный особняк с чудесным садом. Дюруа опять не в настроении. Большие деньги опять проскочили мимо него. Хорошо, что жена получила в наследство весьма серьезный капитал, и Жорж взял у нее половину, но все равно это не принесло ему ожидаемой эйфории. А вот за дочерью Вальтера Сюзанной двадцать миллионов в качестве приданого.
Жоржу удалось выследить жену. Вместе с полицией нравов он застал ее с Ларошем. Одного удара хватило, чтобы повалить министра и объявить о разводе. Вальтер был явно против женитьбы с Сюзанной, однако за время присутствия Жоржа в их доме ему удалось крепко расположить к себе дочурку и они вместе убегают из дома. Сюзанна скомпрометирована и Вальтер обязан провести свадьбу.
Наконец Жорж Дюруа добился всего, чего хотел, он и думать забыл о тепле и холоде и о том, что ему когда-то хотелось пива.
Краткое содержание романа «Милый друг» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Милый друг». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Ги де Мопассан

Милый друг

Часть первая

Джорж Дюруа получил у кассирши ресторана сдачу с пяти франков и направился к выходу.

Статный от природы и к тому же сохранивший унтерофицерскую выправку, он приосанился и, привычным молодцеватым жестом закрутив усы, охватил запоздавших посетителей тем зорким взглядом, каким красавец мужчина, точно ястреб, высматривает добычу.

Женщины подняли на него глаза; это были три молоденькие работницы, учительница музыки, средних лет, небрежно причесанная, неряшливо одетая, в запыленной шляпке, в криво сидевшем на ней платье, и две мещанки с мужьями - завсегдатаи этой дешевой харчевни.

Он постоял с минуту на тротуаре, размышляя о том, как быть дальше. Сегодня двадцать восьмое июня; до первого числа у него остается всего-навсего три франка сорок сантимов. Это значит: два обеда, но никаких завтраков, или два завтрака, но никаких обедов, - на выбор. Так как завтрак стоит франк десять сантимов, а обед - полтора франка, то, отказавшись от обедов, он выгадает франк двадцать сантимов; стало быть, рассчитал он, можно будет еще два раза поужинать хлебом с колбасой и выпить две кружки пива на бульваре. А это его самый большой расход и самое большое удовольствие, которое он позволяет себе по вечерам. Он двинулся по улице Нотр-Дам-де-Лорет.

Шагал он так же, как в те времена, когда на нем был гусарский мундир: выпятив грудь и слегка расставляя ноги, будто только что слез с коня. Он бесцеремонно протискивался в толпе, заполонившей улицу: задевал прохожих плечом, толкался, никому не уступал дорогу. Сдвинув поношенный цилиндр чуть-чуть набок и постукивая каблуками, он шел с высокомерным видом бравого солдата, очутившегося среди штатских, который презирает решительно все: и людей и дома - весь город.

Даже в этом дешевом, купленном за шестьдесят франков костюме ему удавалось сохранять известную элегантность - пошловатую, бьющую в глаза, но все же элегантность. Высокий рост, хорошая фигура, вьющиеся русые с рыжеватым отливом волосы, расчесанные на прямой пробор, закрученные усы, словно пенившиеся на губе, светло-голубые глаза с буравчиками зрачков - все в нем напоминало соблазнителя из бульварного романа.

Был один из тех летних вечеров, когда в Париже не хватает воздуха. Город, жаркий, как парильня, казалось, задыхался и истекал потом. Гранитные пасти сточных труб распространяли зловоние; из подвальных этажей, из низких кухонных окон несся отвратительный запах помоев и прокисшего соуса.

Швейцары, сняв пиджаки, верхом на соломенных стульях покуривали у ворот; мимо них, со шляпами в руках, еле передвигая ноги, брели прохожие.

Дойдя до бульвара, Жорж Дюруа снова остановился в нерешительности. Его тянуло на Елисейские поля, в Булонский лес - подышать среди деревьев свежим воздухом. Но он испытывал и другое желание - желание встречи с женщиной.

Как она произойдет? Этого он не знал, но он ждал ее вот уже три месяца, каждый день, каждый вечер. Впрочем, благодаря счастливой наружности и галантному обхождению ему то там, то здесь случалось урвать немножко любви, но он надеялся на нечто большее и лучшее.

В карманах у него было пусто, а кровь между тем играла, и он распалялся от каждого прикосновения уличных женщин, шептавших на углах: «Пойдем со мной, красавчик!» - но не смел за ними идти, так как заплатить ему было нечем; притом он все ждал чего-то иного, иных, менее доступных поцелуев.

И все же он любил посещать места, где кишат девицы легкого поведения, - их балы, рестораны, улицы; любил толкаться среди них, заговаривать с ними, обращаться к ним на «ты», дышать резким запахом их духов, ощущать их близость. Как-никак это тоже женщины, и женщины, созданные для любви. Он отнюдь не питал к ним отвращения, свойственного семьянину.

Он пошел по направлению к церкви Мадлен и растворился в изнемогавшем от жары людском потоке. Большие, захватившие часть тротуара, переполненные кафе выставляли своих посетителей напоказ, заливая их ослепительно ярким светом витрин. Перед посетителями на четырехугольных и круглых столиках стояли бокалы с напитками - красными, желтыми, зелеными, коричневыми, всевозможных оттенков, а в графинах сверкали огромные прозрачные цилиндрические куски льда, охлаждавшие прекрасную чистую воду.

Дюруа замедлил шаг, - у него пересохло в горле.

Жгучая жажда, жажда, какую испытывают лишь в душный летний вечер, томила его, и он вызывал в себе восхитительное ощущение холодного пива, льющегося в гортань. Но если выпить сегодня хотя бы две кружки, то прощай скудный завтрашний ужин, а он слишком хорошо знал часы голода, неизбежно связанные с концом месяца.

«Потерплю до десяти, а там выпью кружку в Американском кафе, - решил он. - А, черт, как, однако ж, хочется пить! «Он смотрел на всех этих людей, сидевших за столиками и утолявших жажду, - на всех этих людей, которые могли пить сколько угодно. Он проходил мимо кафе, окидывая посетителей насмешливым и дерзким взглядом и определяя на глаз - по выражению лица, по одежде, - сколько у каждого из них должно быть с собой денег. И в нем поднималась злоба на этих расположившихся со всеми удобствами господ. Поройся у них в карманах, - найдешь и золотые, и серебряные, и медные монеты. В среднем у каждого должно быть не меньше двух луидоров; в любом кафе сто человек, во всяком случае, наберется; два луидора помножить на сто - это четыре тысячи франков! «Сволочь!» - проворчал он, все так же изящно покачивая станом. Попадись бывшему унтер-офицеру кто-нибудь из них ночью в темном переулке, - честное слово, он без зазрения совести свернул бы ему шею, как это он во время маневров проделывал с деревенскими курами.

Дюруа невольно пришли на память два года, которые он провел в Африке, в захолустных крепостях на юге Алжира, где ему часто удавалось обирать до нитки арабов. Веселая и жестокая улыбка скользнула по его губам при воспоминании об одной проделке: трем арабам из племени улед-алан она стоила жизни, зато он и его товарищи раздобыли двадцать кур, двух баранов, золото, и при всем том целых полгода им было над чем смеяться.

Виновных не нашли, да их и не так уж усердно искали, - ведь араба все еще принято считать чем-то вроде законной добычи солдата.

В Париже - не то. Здесь уж не пограбишь в свое удовольствие - с саблей на боку и с револьвером в руке, на свободе, вдали от гражданского правосудия. Дюруа почувствовал, как все инстинкты унтер-офицера, развратившегося в покоренной стране, разом заговорили в нем. Право, это были счастливые годы. Как жаль, что он не остался в пустыне! Но он полагал, что здесь ему будет лучше. А вышло… Вышло черт знает что!

Роман «Милый друг» был написан Мопассаном в 1885 году. В нём французский писатель обратился сразу к нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения – попыткой показать человеческую натуру, развращённую материалистически настроенным обществом.

Главный герой романа – бывший военный, Жорж Дюруа проходит сложный карьерный путь от рядового служащего Северной железной дороги до главного редактора самой влиятельной парижской газеты «Французкая жизнь», зятя миллионера Вальтера и будущего депутата. Начавший своё восхождение с простого желания иметь возможность есть каждый день, Дюруа с каждым социальным достижением не перестаёт обрастать новыми мечтами. Главным героем всё время движет одно и то же чувство – зависть: Жорж завидует общественному положению Форестье, многомиллионному состоянию Вальтера, министерскому статусу Ларош-Матье. В первой части романа начинающий журналист пытается добиться общественного признания, положения и богатства собственными силами. При этом он уже мечтает о том, чтобы «сделать хорошую партию», женившись на женщине – умной, богатой или влиятельной. Поняв, что самому ему не пробиться, во второй части романа Дюруа начинает победоносное шествие «по трупам»: он делает предложение Мадлене рядом с ещё не остывшим телом Форестье; он соблазняет г-жу Вальтер, узнав о её чувствах к нему; он заручается согласием Сюзанны на брак, ещё будучи женатым на Мадлене. При этом на протяжении всего повествования Жорж встречается с Клотильдой де Марель – своей первой великосветской любовницей и, как выясняется ближе к концу романа, настоящей любовью. С Клотильдой его объединяет родство натур. В этой женщине, целиком и полностью сосредоточенной на себе и своих удовольствиях, Жорж ценит как телесную красоту, так и внутреннюю независимость: только она позволяет себе спорить с ним (вплоть до рукоприкладства), только она способна ничего не требовать от него и в то же время давать ему всё и прощать ему всё – оскорбления, побои, жизнь за её счёт, измены, женитьбы. Любовь к Клотильде де Марель – единственное искреннее чувство, живущее в душе Жоржа Дюруа. Все остальные ощущения с корнем вырываются из него окружающей средой – несправедливой, стяжательной, лживой.

Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но ещё и социальных, и философских (религиозных) вопросов. Социальное начало «Милого друга» выражено в описании нескольких общественных классов: крестьянства (родители Жоржа), интеллигенции (сотрудники «Французской жизни»), политиков (министр иностранных дел Ларош-Матье), знати (граф де Водрек и другие). В своём романе Мопассан показывает, как в конце XIX века происходит размытие одних социальных рамок и формирования других: главный герой произведения, выходец из крестьянской среды, в начале становится военным, затем журналистом, потом знатным человеком. Последнее получается совсем уж легко: Жорж меняет свою фамилию с Дюруа на Дю Руа де Кантель (по названию местности, где он родился и вырос), начинает подписывать ею свои статьи и со временем все привыкают к его новому социальному статусу.

Критика французского общества, развращённого деньгами, свободой нравов и погоней за властью, тесно соприкасается в «Милом друге» с темой смерти . О ней с Жоржем как-то заговаривает старый поэт Норбер де Варен. Одинокий творец пытается донести до своего юного друга, что жизнь – бессмысленна. Рано или поздно каждый человек начинает приближаться к смерти. Норбер де Варен не верит в Бога. Единственное, что утешает его страдающую душу, - творчество. Отношение Жоржа к религии в романе можно проследить только в эпизоде встречи с г-жой Вальтер в Троицкой церкви. С одной стороны, главный герой романа восхищается молитвенной страстью неизвестной ему бедной женщины; с другой – иронизирует над мнимой религиозностью знатных дам, заводящих «шашни перед алтарём».

Роман «Милый друг» в высшей степени реалистичен . Мопассан с величайшей тщательностью описывает внешность своих героев, окружающие их пейзажи, с мастерской точностью выписывает диалоги. Последние максимально приближены к жизни. Герои романа говорят друг с другом на простом языке, лишённом излишней литературной патетики.

Психологизм «Милого друга» тесно связан с раскрытием художественного образа главного героя . Мопассан периодически показывает читателю душевные терзания Жоржа Дюруа: его радость (когда он впервые облачается во фрак и начинает путь к новой жизни, радостно прыгая по лестнице и изучая своё отражение в зеркале), его страх (в ночь перед дуэлью героя бьёт лихорадка, он пытается спать, пить, писать письма родителям), его ревность (к умершему другу Форестье), его понимание истинной природы вещей (когда он осознаёт, что его жена Мадлена будет точно так же делать из него рогоносца, как это было и в случае с первым мужем), его зависть (по отношению к чужому богатству и положению). Образ Жоржа Дюруа – это образ беспринципного негодяя, идущего по головам к своей цели, но... Многие поступки героя обусловлены самой жизнью: он пытается заработать, чтобы прокормить себя; он предаёт Мадлену после того, как она изменяет ему с Ларош-Матье; он входит в семью Вальтера с целью добиться, наконец-то, уважения к себе, как к личности.

Милый друг

Жорж Дюруа, сын зажиточных крестьян, содержателей кабачка, по прихоти природы наделен счастливой наружностью. Он строен, высок, белокур, у него чудные усы... Он очень нравится женщинам, и он в Париже. Но у него в кармане три франка, а жалованье будет только через два дня. Ему жарко, ему хочется пива... Дюруа шляется по Парижу и ждет случая, который ведь должен же представиться? Случай - это, скорее всего, женщина. Так и будет. Все его случаи произойдут от женщин... А пока что он встречает Форестье.

Они вместе служили в Алжире. Жорж Дюруа не захотел быть первым в деревне и попытал счастья в военной службе. Два года он грабил и убивал арабов. За это время у него появилась привычка ходить, выпятив грудь, и брать то, что хочется. И в Париже можно выпячивать грудь и толкать прохожих, но здесь не принято добывать золото с револьвером в руке.

А толстый Форестье преуспел: он журналист, он состоятельный человек, он благодушен - угощает старого друга пивом и советует заняться журналистикой. Он приглашает Жоржа назавтра обедать и дает ему два луидора (сорок франков), чтобы тот мог взять напрокат приличный костюм.

С этого все и началось. У Форестье, оказывается, есть жена - изящная, весьма хорошенькая блондинка. Является её подруга - жгучая брюнетка г-жа де Марель с маленькой дочкой. Пожаловал г-н Вальтер, депутат, богач, издатель газеты "французская жизнь". Тут же известный фельетонист и еще знаменитый поэт... А Дюруа не умеет обращаться с вилкой и не знает, как быть с четырьмя бокалами... Но он быстро ориентируется на местности. И вот - ах, как кстати! - разговор пошел об Алжире. Жорж Дюруа вступает в разговор, как в холодную воду, но ему задают вопросы... Он в центре внимания, и дамы не сводят с него глаз! А Форестье, друг Форестье, не упускает момент и просит дорогого патрона г-на Вальтера взять Жоржа на службу в газету... Ну, это посмотрим, а пока Жоржу заказаны два-три очерка об Алжире. И еще: Жорж приручил Лорину, маленькую дочку г-жи де Марель. Он поцеловал девочку и качает её на колене, и мать изумлена и говорит, что г-н Дюруа неотразим.

Как счастливо все завязалось! А все оттого, что он такой красавец и молодец... Осталось только написать этот чертов очерк и завтра к трем часам принести его г-ну Вальтеру.

И Жорж Дюруа садится за работу. Старательно и красиво выводит он на чистом листе заглавие: "Воспоминания африканского стрелка". Это название подсказала г-жа Вальтер. Но дальше дело не идет. Кто же знал, что одно дело болтать за столом с бокалом в руке, когда дамы не сводят с тебя глаз, и совсем иное дело - писать! Дьявольская разница... Но ничего, утро вечера мудренее.

Но и утром все не так. Усилия напрасны. И Жорж Дюруа решает просить о помощи друга Форестье. Однако Форестье спешит в газету, он отсылает Жоржа к своей жене: она, мол, поможет не хуже.

Г-жа Форестье усадила Жоржа за стол, выслушала его и через четверть часа начала диктовать статью. Удача несет его. Статья напечатана - какое счастье! Он принят в отдел хроники, и наконец-то можно навеки покинуть ненавистную контору Северной железной дороги. Жорж делает все правильно и точно: сперва получил в кассе жалованье за месяц, а уж потом обхамил на прощанье начальника - получил удовольствие.

Одно нехорошо. Вторая статья не выходит. Но и это не беда - нужно взять еще один урок у г-жи Форестье, а это одно удовольствие. Тут, правда, не повезло: сам Форестье оказался дома и заявил Жоржу, что, дескать, не намерен работать вместо него... Свинья!

Дюруа зол и сделает статью сам, безо всякой помощи. Вот увидите!.. И он сделал статью, написал. Только её не приняли: сочли неудовлетворительной. Он переделал. Опять не приняли. После трех переделок Жорж плюнул и целиком ушел в репортерство.

Вот тут-то он и развернулся. Его пронырливость, обаяние и наглость пришлись очень кстати. Сам г-н Вальтер доволен сотрудником Дюруа. Одно только плохо: получая в газете в два раза больше, чем в конторе, Жорж почувствовал себя богачом, но это длилось так недолго. Чем больше денег, тем больше их не хватает! И потом: ведь он заглянул в мир больших людей, но остался вне этого мира. Ему повезло, он служит в газете, он имеет знакомства и связи, он вхож в кабинеты, но... только как репортер. Жорж Дюруа по-прежнему бедняк и поденщик. А здесь же, рядом, в своей же газете, - вот они! - люди с карманами, полными золота, у них шикарные дома и пикантные жены... Почему же это все у них? Почему не у него? Здесь какая-то тайна.

Жорж Дюруа не знает разгадки, зато он знает, в чем его сила. И он вспоминает г-жу де Марель, ту, что была с дочкой на обеде у Форестье. "До трех часов я всегда дома", - сказала она тогда. Жорж позвонил в половине третьего. Конечно, он волновался, но г-жа де Марель - само радушие, само влекущее изящество. И Лорина обращается с ним как с другом... И вот уже Жорж приглашен на обед в ресторан, где будут они с г-жой де Марель и супруги Форестье - две пары.

Обед в отдельном кабинете изыскан, длителен и прян непринужденной, легкой болтовней на краю непристойности. Г-жа де Марель обещала напиться и исполнила обещание. Жорж её провожает. В экипаже он некоторое время нерешителен, но, кажется, она шевельнула ногой... Он кинулся в атаку, она сдалась. Наконец-то он овладел настоящей светской женщиной!

На другой день Дюруа завтракает у своей возлюбленной. Он еще робок, не знает, как пойдет дальше дело, а она обворожительно мила, и Жорж играет влюбленность... И это так нетрудно по отношению к такой великолепной женщине! Тут входит Лорина и радостно бежит к нему: "А, Милый друг!" Так Жорж Дюруа получил свое имя. А г-жа де Марель - её зовут Клотильда - оказалась восхитительной любовницей. Она наняла для их свиданий маленькую квартирку. Жорж недоволен: это ему не по карману... Да нет же, уже уплачено! Нет, этого он допустить не может... Она умоляет, еще, еще, и он... уступил, полагая, что вообще-то это справедливо. Нет, но как она мила!

Жорж совсем без денег, но после каждого свидания обнаруживает в жилетном кармане одну или две золотые монеты. Он возмущен! Потом привыкает. Только для успокоения совести ведет счет своего долга Клотильде.

Случилось так, что любовники сильно повздорили. Похоже, что это разрыв. Жорж мечтает - в виде мести - вернуть долг Клотильде. Но денег нет. И Форестье на просьбу о деньгах ссудил десять франков - жалкая подачка. Ничего, Жорж отплатит ему, он наставит рога старому Другу. Тем более, он знает теперь, как это просто.

Но что это? Атака на г-жу Форестье сразу захлебнулась. Она приветлива и откровенна: она никогда не станет любовницей Дюруа, но предлагает ему свою дружбу. Пожалуй, это дороже рогов Форестье! А вот и первый дружеский совет; нанесите визит г-же Вальтер.

Милый друг сумел показаться г-же Вальтер и её гостям, и не проходит недели, а он уже назначен заведующим отделом хроники и приглашен к Вальтерам на обед. Такова цена дружеского совета.

На обеде у Вальтеров произошло важное событие, но Милый друг еще не знает, что это важное событие: он представлен двум дочерям издателя - восемнадцати и шестнадцати лет (одна - дурнушка, другая - хорошенькая, как кукла). Зато другое Жорж не мог не заметить, Клотильда все так же обольстительна и мила. Они помирились, и связь восстановлена.

Болен Форестье, он худеет, кашляет, и видно, что не жилец. Клотильда между прочим говорит, что жена Форестье не замедлит выйти замуж, как только все будет кончено, и Милый Друг задумался. А пока что жена увезла бедного Форестье на юг - лечиться. При прощанье Жорж просит г-жу Форестье рассчитывать на его дружескую помощь.

И помощь понадобилась: г-жа Форестье просит Дюруа приехать в Канн, не оставить её одну с умирающим мужем. Милый друг ощущает открывающийся перед ним простор. Он едет в Канн и добросовестно отрабатывает дружескую повинность. До самого конца. Жорж Дюруа сумел показать Мадлене Форестье, что он Милый друг, прекрасный и добрый человек.

И все получилось! Жорж женится на вдове Форестье. Теперь у него есть изумительная помощница - гений закулисной журналистики и политической игры... И у него прекрасно устроенный дом, и еще он стал теперь дворянином: он поделил на слоги свою фамилию и прихватил название родной деревни, он теперь дю Руа де Кантель.

Они с женой друзья. Но и дружба должна знать границы... Ах, зачем такая умная Мадлена по дружбе сообщает Жоржу, что г-жа Вальтер от него без ума?.. И еще того хуже: она говорит, что, будь Жорж свободен, она бы советовала ему жениться на Сюзанне, хорошенькой дочери Вальтера.

Милый друг снова задумался. А г-жа Вальтер, если присмотреться, еще очень даже ничего... Плана нет, но Жорж начинает игру. На этот раз объект добропорядочен и борется отчаянно с самим собой, но Милый друг обложил со всех сторон и гонит в западню. И загнал. Охота окончена, но добыча хочет достаться охотнику опять и опять. У него же другие дела. Тогда г-жа Вальтер открывает охотнику тайну.

Военная экспедиция в Марокко решена. Вальтер и Ларош, министр иностранных дел, хотят нажиться на этом. Они скупили по дешевке облигации марокканского займа, но стоимость их скоро взлетит. Они заработают десятки миллионов. Жорж тоже может купить, пока не поздно.

Танжер - ворота Марокко - захвачен. У Вальтера пятьдесят миллионов, он купил роскошный особняк с садом. А Дюруа зол: большие деньги опять не у него. Правда, жена получила в наследство от друга миллион, и Жорж оттяпал у нее половину, но это - не то. Вот за Сюзанной, дочерью Вальтера, двадцать миллионов приданого...

Жорж с полицией нравов выслеживает жену. Ее застали с министром Ларошем. Милый друг одним ударом свалил министра и получил развод. Но ведь Вальтер ни за что не отдаст за него Сюзанну! На это тоже есть свой прием. Не зря он совратил г-жу Вальтер: пока Жорж обедал и завтракал у нее, он сдружился с Сюзанной, она ему верит. И Милый друг увез хорошенькую дурочку. Она скомпрометирована, и отцу некуда деваться.

Жорж Дюруа с юной женой выходит из церкви. Он видит палату депутатов, он видит Бурбонский дворец. Он достиг всего.

Но ему никогда уже не будет ни жарко, ни холодно. Ему никогда так сильно не захочется пива.

Статьи по теме