Автомобили эпохи ссср: газ-м22 универсал "волга". Автомобили эпохи ссср: газ-м22 универсал "волга" И не только скорая помощь

Как долго и нелегко жила эта «Волга», видно по состоянию, в котором она доехала до наших дней. Впрочем, ей еще очень повезло! Эту «санитарку» ждет тщательная реставрация, но пока… в ней есть нечто особенно притягательное. В сильно потертом, с многочисленными изъянами салоне, кажется, витает не только мистический дух времени, но и вполне реальный запах лекарств.

ЕДЕТ СКОРАЯ НА ВЫЗОВ

Уверенно пророкотал стартер, зарычал старенький, еще бодрый двигатель. Непрогретый, как водится, на малых оборотах работать не хочет, но через несколько минут уже урчит негромко и уверенно.

В который раз удивляюсь «волговскому» приводу коробки передач. Когда смотришь на причудливые тяги с примитивными шарнирами, кажется, что работать четко и понятно все это хозяйство не может. Работает, да еще как! По удобству включения передач старенькая «Волга» даст фору иным куда более поздним автомобилям с рычагом на полу и дистанционным, как и у 21-й, управлением коробкой.

Серьезные - тяжеловатые и непривычно высокие - педали тормоза и сцепления, зато очень удобная напольная (нынче это вновь считают инженерным откровением!) педаль газа. Рыкнув выхлопом, «Волга» неспешно набирает ход. Мы с ней везем молодого, но очень серьезного доктора на его участок - в тихие, небогатые поселки Подмосковья.

Санитарные ГАЗ-22 работали не только в крупных городах с их относительно приличными дорогами. Кстати, один пожилой доктор рассказывал, что еще в начале 1960-х в московском Кунцеве, мимо которого теперь летят на Рублевку, машина осенью-весной вязла в глине по уши. «Волги» трудились и в провинции, старательно преодолевая примерно такие же, как нынче, ухабы и ямы.

Этот автомобиль трудностей не боится. Дорожный просвет - 190 мм. Большие (по нынешним меркам, правда, не очень - всего-то 15-дюймовые) колеса, высокие «дубовые» шины, прочная, но при этом довольно мягкая подвеска. Последнее качество пришлось бы особенно кстати, вези мы больного. Ко всему этому слабый по нынешним временам - всего-то 75-сильный, зато тяговитый мотор. Даже на прямой, третьей передаче можно спокойно ехать со скоростью 35–40 км/ч.

Конечно, настоящие отечественные хляби «Волге» не по зубам. Ну, уж в том непролазье, что у нас называют бездорожьем, и «уазик» нетрудно засадить. Разумеется, и для быстрой, в современном понимании, езды «Волга» мало пригодна. Отлавливать машину нечувствительным рулем нелегко, а в крутых поворотах автомобиль, заламывая узкие высокие шины, кренится так, что только держись за баранку или за что-нибудь еще. Но для начала 1960-х - в общем-то типичное поведение большинства автомобилей.

Зато печка быстро и уверенно не только нагревает двухместную кабину, но и гонит тепло через мощные воздуховоды в задний санитарный отсек. Едем себе - не очень быстро, но уверенно. Вот только на кочках глушитель иногда звонко колотит по днищу. Но это уж от преклонного возраста машины.

ШЕСТИДЕСЯТНИКИ

«Волга» ГАЗ-22 - первый отечественный универсал, пригодный для медицинской службы. До нее больных возили в основном в «каретах», построенных на базе грузовиков, в немногочисленных санитарных ЗИСах и ГАЗ-12 ЗИМ. Участковые врачи ездили по вызовам в обычных «москвичах», куда больного, естественно, не положить. Универсал «Москвич-423», разумеется, был маловат, «Волга» же в самый раз.

Опытный универсал ГАЗ-22, созданный на базе легендарной теперь 21-й, появился в конце 1960 года вместе с фургоном и «санитаркой». Машины были еще с отделкой «Волги» второй серии. В серию медицинские автомобили пошли в начале 1962-го и вместе с рижскими «рафиками», использовавшими те же «волговские» узлы, стали самыми массовыми «санитарками» СССР.

Сменилось руководство «одной шестой части суши», вместо панельных пятиэтажек-хрущевок понемногу стали возводить более презентабельные дома с квартирами чуть попросторней, советские «москвичи» и «волги» достигли пика экспорта на Запад и постепенно стали терять там популярность, в Тольятти возвели гигантский автозавод… А «двадцать первые» и «двадцать вторые» не только продолжали ездить, но и еще долго оставались престижными. Да и санитарные ГАЗ-22 даже после снятия с производства и появления еще через пару лет более современных ГАЗ-24-03 долго-долго работали и в крупных городах, и особенно в провинции.

Конечно, по дизайну и, что значительно важнее, по ездовым качествам ни 21-я, ни 22-я уже к началу 1970-х европейским стандартам не отвечали. Но нашим водителям сравнивать их было не с чем. Главное - машина достаточно прочна и вынослива, а обслуживание и ремонт хотя и трудоемки, зато несложны даже для не самого квалифицированного механика. Кстати, и этот ГАЗ-22Д 1969 года еще не так давно служил в каком-то тихом лесном санатории.

ЕЕ УЧАСТОК

Иные здешние дороги, похоже, хорошо помнят не только шины новых 22-х «волг», но и колеса пролеток земских врачей начала предыдущего столетия. Ничего - едем!

По характеру она очень похожа на молодых врачей из повести Василия Аксенова «Коллеги» 1960 года. Они тоже были честны и прямы, не боялись профессиональных и бытовых трудностей, в том числе глухой, занесенной снегом бездорожной провинции. Помнится, один из героев в качестве утверждения любил говорить: «Железно!». Восклицание так подходит к старенькой «санитарке»!

Эта «Волга», как и ее многочисленные коллеги, много лет возила врачей и больных, то есть занималась своим прямым делом - спасала. Теперь - ее очередь. Впрочем, машину уже спасли и, уверен, сохранят для истории, для нас...

МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Производство санитарной «Волги» ГАЗ-22Б начали в 1962 году. Автомобиль оснащали 75-сильным двигателем объемом 2,5 л и трехступенчатой коробкой передач. С 1965 года основная медицинская модель называлась ГАЗ-22Д. В длинном списке модификаций числились и экспортные версии с 80- и 85-сильным моторами. Выпуск прекратили в 1970 году. Редакция благодарит Петра Шляхина и мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.

Что и говорить, Волга меня сразу же впечатлила. Чем? Нельзя выделить что-то одно. Впечатлил весь образ. Начиная от массивного кузова и пневмоподвески, и вплоть до мелочей из интерьера и вместительности багажника. Образ из прошлого, перевоплотившийся в харизматичное настоящее. Ей идет даже ржавчина на кузове – прямо-таки самый настоящий «rat look»!

Многие помнят этот автомобиль по советским фильмам. В основном ГАЗ-22 распределяли под нужды государственных структур. Эти автомобили служили верой и правдой в скорой помощи, такси, пожарной охране, а также были эскортом для парковки самолетов в аэропортах. В наше время увидеть 22-ю Волгу на улицах крупных городов практически невозможно, так как большинство этих машин было безжалостно отправлено на свалку или в утиль, а часть, может быть, стоит в деревенских огородах. Но некоторые ценители, которым все-таки удалось раздобыть 22-ю, продолжают ездить на этом автомобиле! И не только на ежегодные выставки.

Владимир увлекся Волгами давно, лет в 17. Как получил права – так и купил свою первую Волгу. У нее оказался редкий кузов ГАЗ-23, и, оценив все за и против, Владимир в итоге уступил ее одному коллекционеру для восстановления. Это было в 2008 году. Прошло уже почти 8 лет, а машина все еще в работе!

Владимир

владелец

В знак благодарности я получил от него обычную двадцать первую, как я и хотел, в оригинальном состоянии, без колхоза и переделок. У нас такие машины называют «из-под дедушки». У нее были проблемы только с кузовом. Вот эту 21-ю я и восстановил. Езжу на ней сейчас каждый день по Москве, кроме зимы. Но мне захотелось двигаться дальше, попробовать себя в постройке кастома. В июне 2014 года мне подвернулся ГАЗ-22. Это достаточно редкий кузов универсал. Состояние машины оказалось очень хорошее для исходника: несмотря на большое количество поверхностной ржавчины, гнили почти нет. Мне нравится состояние кузова, и я хочу его оставить таким.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Продавец машины поведал, что когда-то купил ее у дедушки, служившего водителем в гараже липецкой больницы. Вероятно, когда машину списали из гаража, дедушка смог забрать ее себе, вместо медицинского оборудования установил салон от ГАЗ-21 и использовал в хозяйстве. Панель пола, фонарь на крыше и манометр в торпедо косвенно указывают на то, что когда-то это была «скорая помощь».

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Первая долгая дорога Волги с новым владельцем за рулем началась уже в день покупки – Владимир перегонял машину из Липецка в Москву. Немало проблем доставила текущая ручьем помпа, так что весь багажник был завален бутылками с водой. Но это не помешало преодолеть 470 километров до столицы. Уже по приезде Владимир долго боролся с утечками. Проблема оказалась не только в помпе, пришлось поменять головку блока цилиндров. После этого он уверенно ездил на ней без особых проблем даже зимой.

При этом в голове упрямо сидела идея установки пневмоподвески. Мысль такая у Владимира возникла очень давно, еще когда он восстанавливал ГАЗ-21. Но тогда до этого дело не дошло. А когда Вова увидел, как парни из клуба «Бояре» делают 24-е Волги, он понял, что время настало! Ему очень хотелось сделать первый ГАЗ-22 на пневме, в стиле классических американских кастом-каров 1950-60 годов. Для этого из США были заказаны пневмоподушки, а пневмокомпрессор, ресивер от Камаза, управляющие клапаны и пневмолинии были куплены уже в России.

В марте 2015 года из Японии пришли заказанные культовые американские диски Cragar S/S, а в апреле Владимир и Иван aka Golden Joe поставили на переднюю ось ГАЗ-22 пневмоподвеску. В торпедо Волги уже был врезан двухстрелочный манометр – видимо, в прошлом он показывал давление в кислородных баллонах. К счастью, он оказался исправным, и к нему удалось подобрать переходники, чтобы подключить к пневмоподвеске. Сейчас он показывает давление в переднем контуре и в ресивере. В будущем вместо ресивера будет подключен задний контур. Рядом с манометром находится механический клапан, который перепускает воздух из ресивера в передний контур, если нажать его вверх. Соответственно, при нажатии вниз воздух стравливается из передних подушек в атмосферу.

Парни торопились успеть к мероприятию, обкатка и испытания длились весь апрель, поэтому установка пневмы на заднюю ось отложилась на долгий срок. Тем более, что занижение кормы 21-22 кузовов требует серьезной переварки силовых элементов. После этого было решено отправиться на обновленной машине в Беларусь на стенс-фестиваль «Грабли».

Владимир

владелец

У меня были сомнения только насчет генератора, поэтому я попросил друзей взять в дорогу запасной. Кстати, он пригодился. Других проблем с машиной не возникло. Из-за того, что диаметр колеса уменьшился, машина стала очень медленной. В оригинале у машины огромные колеса на диагональной резине, высота профиля 7,1 дюйма. У новых дисков диаметр такой же, как у родных, 15 дюймов, но из-за современной низкопрофильной резины 195/50 колесо стало намного меньше, поэтому уменьшилась максимальная комфортная скорость… Хотя спидометр показывал 90 км/ч, по GPS стало 60 км/ч. Кстати, маленькие колеса улучшают динамику разгона.

КПП оставалась оригинальной трехступенчатой, без повышающей передачи. Осознавая, что ехать 700 км в Минск со скоростью 60 км/ч будет мучением, перед поездкой Владимир поменял задний мост на неразрезной, так называемый «чайковский», от Волги 31029. Его особенность – в более скоростном редукторе с отношением 3,9 против 4,55 в оригинальном мосту. Это позволило скомпенсировать маленькие колеса, и на машине стало возможно ехать по трассе комфортно со скоростью 90 км/ч, как и раньше, на больших колесах. Кроме того, в этот мост можно поставить еще более скоростную пару шестерен с отношением 3,58 от поздних Волг с мотором Крайслер. С новым двигателем это позволит развивать больше 130 км/ч на трассе.

Кстати, по дороге в Беларусь приходилось постоянно доливать масло в мотор. Всего за дорогу он «выпил» около 10 литров масла! Поскольку двигателю нужен капитальный ремонт, много масла уходит на угар. Кроме того, оно вытекает из сальниковой набивки. Расход масла очень большой – примерно 1 литр на 100 км, поэтому Владимир заливает самое дешевое минеральное масло. Бензин, кстати, тоже льет самый дешевый – в Москве это 92, в регионах еще встречается 80. Расход, к слову, умеренный – около 10 литров на 100 км на трассе.

Что касается обслуживания, ТО на ГАЗ-21 Владимир делает, как на всех других автомобилях, каждые 10 тысяч километров. Гораздо чаще приходится шприцевать подвеску. На старых Волгах установлена обслуживаемая передняя подвеска – шаровые и резьбовые соединения рычагов и тяг, а также шкворни, которые имеют специальные масленки для смазывания этих узлов. Эту процедуру нужно повторять каждые 2000 км пробега.

Сейчас же ГАЗ-22 больше стоит в гараже, чем ездит, и все по той же причине того, что двигатель требует капитального ремонта и пожирает масло. Поскольку масло все время вытекает и сгорает, в двигатель постоянно заливается свежее, и менять его нет смысла. В то же время пробег за год не составил и 10000 км, потому даже масляный фильтр менять смысла нет.

Цены на запчасти для ГАЗ-22 очень разные. В объявлениях в интернете – как повезет, иногда встречаются адекватные цены. А вот на рынках, у перекупщиков – очень дорого. Много деталей есть у друзей-волговодов. Ребята меняются или продают их друг другу по разумным ценам. Конечно, есть редкие детали, которые приходится очень долго искать. Например, уже второй год Вова ищет пластиковую вставку в рассеиватель на задней двери – их просто нигде нет!

А теперь о салоне. Он здесь оригинальный, просторный и удобный, по комфорту соответствует бизнес-классу 1950-х годов. Диваны здесь не просто огромные, они еще и очень удобные. А если разложить передний диван, то так очень удобно спать – кстати, это особенность всех ГАЗ-21 и ГАЗ-22. Если в аналогичных американских машинах тех лет пепельница, радиоприемник, противосолнечные козырьки и часы в салоне были дополнительными опциями, то здесь они шли уже в стандартной комплектации! Стереосистемы и кондиционера нет. В будущем есть идея скрыто установить аудиосистему, так, чтобы она не выбивалась из дизайна салона. Вова уже сделал так на своей основной машине, ГАЗ-21, и ему очень нравится.

1 / 7

2 / 7

3 / 7

4 / 7

5 / 7

6 / 7

7 / 7

Работы по автомобилю предстоит еще очень много. Сейчас Владимир пытается выкроить время на сборку нового двигателя – на родном блоке 21А, но с некоторыми изменениями. Нужно перебрать механизм переключения передач и поставить пневмоподвеску на заднюю ось. Есть мысли отказаться от рессор и перейти на 4-рычажную подвеску, потому что прослабленные рессоры не удерживают мост от закручивания вокруг своей оси в момент старта, что может привести к поломке крестовин кардана. Но такая работа потребует много времени, нельзя просто взять и поставить рычаги вместо рессор. Здесь требуется рассчитать углы установки рычагов, сварить надежные кронштейны… Почему Владимир не отдает эту работу в мастерскую? Он сам работал в автосервисе, и знает эту кухню изнутри. Поэтому его девиз – «хочешь сделать хорошо – сделай это сам»!

Привод: задний

Длина: 4800 мм

Ширина: 1800 мм

Высота: 1610 мм

Бензин: 92

Расход по трассе, литров: 10

Расход в городе, литров: 15

Историческая справка

Если углубиться в историю модели, то можно узнать, что ГАЗ-22 серийно производился с 1962 по 1970 год на одноименном заводе в городе Горький. Кузов автомобиля – пятидверный универсал. Салон – трансформируемый, 5-7-местный. При складывании заднего сидения получался ровный пол, что в сочетании с высоким потолком обеспечивало большую вместимость с грузовым объемом порядка 1500 л и грузоподъемность, иногда превышавшую в два раза заявленную по паспорту.

Спереди у ГАЗ-22 установлен цельный диван. Приборное оснащение, по сравнению с современными автомобилями, не слишком богато – присутствует спидометр, амперметр, датчик уровня топлива и температуры воды в двигателе, а также давления масла.

Капот с удобным пружинно-рычажным механизмом открытия скрывает под собой карбюраторный двигатель объемом 2,4 литра. ГАЗ-22 обладал теми же агрегатами, что и седан ГАЗ-21 третьей серии: тремя вариантами двигателя на 75, 80 и 85 лошадиных сил, такой же трехступенчатой механической коробкой передач и задним мостом.

Внешний вид ГАЗ-22 четко отражает все черты, присущие автомобилям того времени: дутые крылья, круглые фары, хромированные элементы кузова. За все время производства было выпущено около 1500 машин.

Автомобиль ГАЗ-22 является универсалом. Выпускалась эта машина с 1962 г. по 1970 г. Горьковским заводом. В салоне автомобиля помещается до 7 человек из-за трансформации сидений.

Так выглядит ГАЗ-22

Кузов автомашины сделан из специального железа, у него функция основной конструкции. За 8 лет заводом было выпущено несколько модификаций авто. С самого начала ГАЗ-22 выпускался с предназначением перевозить как людей, так и грузы. Этот автомобиль дал основной толчок для производства машин «скорая помощь», а также «фургон».

Седан и универсал производились вместе. Но, седан в серийное производство не вышел. Свет увидел только универсал. Он был разработан на базе ГАЗ 21Р. В то время по городам СССР уже ездили некоторые экземпляры. Они были потомками модели ГАЗ-21И. ГАЗ-22 «Волга» очень отлична от своего предшественника. Имеет как свои плюсы, так и минусы.

В 65-ом году автомобиль поставили на конвейерное производство и дали наименование 22В. В отличие от смежной модификации у него были несколько другие технические характеристики. Было также немного единиц авто, которые именовались ГАЗ-22Г.

Внешний вид ГАЗ-22Г

Стилизация данной модели имела непревзойдённый на тот момент вид. Не зря этот автомобиль очень много экспортировал. Лишь немногие единицы задержались в бывшем СССР. У машины были детали из хрома:

  • решетка радиатора;
  • накладки;
  • места под лобовым стеклом и задним.

«Волга» универсал имела широкую публику среди среднего класса населения в Союзе.

Смотрите в видео: Полный обзор Газ-22

Читайте также

Внедорожники ГАЗ

Характеристика

Салон автомашины был очень вместительный и на то время уютный. Задние сидения складывались без труда. Тогда в машину можно было положить достаточно вещей (при переезде). В самой машине сравнительно высокий потолок. Подвеска в автомобиле очень твердую пружину. При том, что в машине 2 человека, грузоподъемность соответственно 400 кг., если в машине 5 человек, тогда в нее возможно было положить еще 180 кг., боковая часть машины полностью перешла от ГАЗ 21. С кузова вручную отрезали верх и зад. Устанавливались двери. «22 Волга» получила также новые колеса.

Полный вид салона ГАЗ-22

Популярность

Сначала заводом была поставлена задача, производить автомобили только для государственных учреждений (больница, органы МВД, такси). Выпуск автомобиля «для людей» не учитывался. Большим спросом эти универсалы пользовались в такси. Очень удобно перевозить людей и грузы. В поликлиниках эта машина была санитарной.

Только в 64-ом году автомобиль стал «народным», то есть частным. Это был первый подарок Юрию Никулину, чтобы он перевозил там свои рабочие принадлежности. Сейчас данную автомашину встретить в городе большая редкость. Если она у кого-то и есть, то это в большей степени коллекционеры раритета. Американцы в свое время, были в восторге от такого автомобиля – вместительного, просторного, прочного и долговременного.

Модификация

Единицы автомобиля, выпускаемые для лечебных учреждений, имели в своей комплектации дополнительные крепления для носилок. Это облегчало труд врачей. Еще в «Волгу 22» входило и медицинская аппаратура по минимуму. Между передними и задними сидениями стояла перегородка. И также в ГАЗ-22 было, отличное от других марок, улучшенное освещение и отопительная система.

Так выглядит ГАЗ-22А

ГАЗ-22А «Волга». Этот фургон вышел в свет в 1961 г. Посередине и сзади окон не было. На контейнер этот автомобиль так и не попал. Иные заводы брали фургон, усовершенствовали его по-своему усмотрению, а после выпускали на продажу или для государственных учреждений. Этот экземпляр был нужен для перевозки грузов.

ГАЗ-22 в простонародье называли «ГАЗ-21 универсал». Так было привычнее, и, с точки зрения обывателя, правильней, но данной модели присвоили свой, индивидуальный индекс. Причиной этому, скорей всего, послужило то, что с самого начала разработки машина не предназначалась для народного потребления, ее нельзя было купить, как ГАЗ-21. Таким образом, уже на стадии проекта «Волга» универсал приобрела негласный статус «спецмашины».

История появления «Волги» универсала

Можно сказать, что Горьковский автозавод вынудили разработать и наладить производство грузопассажирского ГАЗ-22, и инициатором этого выступило Министерство здравоохранения. Дело в том, что до начала шестидесятых годов в качестве автомобиля скорой помощи использовался ГАЗ-12Б, но его горьковчане уже готовились снять с конвейера. В связи с этим после обращения медиков к Министерству автомобилестроения ГАЗ получил указание разработать другую машину. Альтернативы, кроме ГАЗ-21, у заводчан не существовало. Собирать карету скорой помощи для «простых смертных» на базе уже выпускавшейся представительской «Чайки» было, как минимум, нерационально.

Впрочем, как позже выяснилось, наладить выпуск «универсалов» даже на основе ГАЗ-21 оказалось непросто и невыгодно: перестройка производственной линии под ограниченную партию медицинских машин грозила серьезными экономическими потерями для завода.

В свободную продажу «универсалы» выпускать было запрещено, чтобы не соблазнять советского человека возможностью заняться коммерческой деятельностью, не принятой в СССР. Поэтому чтобы хоть как-то минимизировать потери и увеличить масштабы производства, было решено на основе скорой помощи сделать еще и грузопассажирский вариант для торговых предприятий.

Опытные прототипы и предсерийные образцы изготавливались на базе ГАЗ-21 второй серии, однако в массовый выпуск, который начался лишь в 1962 году, пошли универсалы, собранные на основе уже выпускавшейся к тому времени третьей серии машин.

«Волги» 1-3 серии, в чем разница?

«Волги» первой серии выпускались с октября 1956 по ноябрь 1958 года, отличить их от последующих моделей можно было по передней части, выполненной в стиле Ford Mainline: решетка радиатора представляла собой три хромированных горизонтальных бруса, в центральной части которой находился медальон с пятиконечной звездой.

В 1958 году свет увидела «Волга» второй серии, в которой немного изменились бампера, передние поворотники, а задние фонари дополнили катафотами. Радиатор теперь прикрывала хромированная решетка с шестнадцатью вертикальными отверстиями.

В 1962 горьковчане подготовили к серийному выпуску третью серию ГАЗ-21. Несмотря на то что кузов у новой машины остался прежним, в ее внешнем облике появилась заметная легкость.

С бамперов совсем убрали клыки, и теперь хромировалась только верхняя их часть, а нижняя окрашивалась в цвет кузова.

Отверстия в решетке радиатора сузили, но теперь их стало больше - 32. С задних фонарей убрали металлическую, декоративную окантовку, теперь их полностью, включая катафот, отливали из пластика. Новая «Волга» лишилась своего брендового отличия: с капота убрали оленя, но зато подсветка заднего номерного знака приобрела форму парящей чайки.

Сложности производства

Конструкция автомобиля ГА3-22, по сути, представляла собой «полуновую» машину, собранную из двух частей: до средней стойки это был ГАЗ-21, а после нее шел новый кузов, разработанный с нуля. Поэтому для изготовления «универсала» требовалось дополнительное оборудование, в связи с чем на заводе был организован еще один производственный участок. Там с корпуса ГАЗ-21 срезалась задняя и верхняя части, и наваривались отштампованные кузовные детали «универсала», после чего машина вновь возвращалась на общую конвейерную линию для установки узлов, агрегатов и дальнейшей отделки.

Естественно, все это приводило к серьезным дополнительным затратам. ГАЗ-22 «универсал» в итоге получался довольно дорогостоящей машиной, приносящей автозаводу только убытки. Но выбора у производителя не было, страна нуждалась в таких автомобилях.

И не только скорая помощь

Начиная с 1965 года, автозавод стал выпускать ГАЗ-22Г - «экспортный вариант», отличавшийся от базовой модели улучшенным оформлением.

Вместе с основной моделью грузопассажирской «Волги» был спроектирован фургон, у которого задние окна заменили глухими металлическими панелями. Однако ставить такую машину на конвейер, в общий поток, было нецелесообразно с экономической точки зрения, поэтому выпуском фургонов занимались «газовские» ремзаводы. Там в стандартные кузова универсалов вместо окон вручную вваривались заглушки из металла.

В сравнении с базовым седаном универсал получился очень вместительной грузопассажирской машиной. Багажный отсек можно было увеличить благодаря складывающейся спинке заднего дивана.

Чтобы поднять общую грузоподъемность машины, на ГАЗ-22 были установлены более жесткие рессоры и новые шины увеличенного размера (7.10-15 дюймов). Такая модификация давала возможность одновременно перевозить водителя, одного пассажира и 400 кг груза либо пять человек и 176 кг багажа.

Задние двери - двустворчатые: одна часть (со стеклом) открывалась вверх, другая вниз, составляя при этом продолжение грузовой платформы.

На машинах, выпускавшихся с 1965 года, были усилены лонжероны, удлинены очистители стекол, а в ступицы колес установлены улучшенные подшипники.

Общие ТТХ

  • Габариты - 4810х1800х1620 (мм).
  • При полной загрузке машину можно было разогнать до 120 км/час.
  • Средний расход топлива составлял 11 литров/100 км.
  • Топливный бак рассчитан на 55 литров бензина.
  • Тормоза на всех колесах барабанного типа.
  • Привод - задний.
  • КПП - механического типа с тремя ступенями переключения.
  • Ширина передней колеи - 1410 мм, задней - 1420 мм.
  • Высота от самой нижней точки машины до дорожного полотна - 200 мм.

ГАЗ-22: двигатель

На машины, которые планировалось эксплуатировать внутри страны, устанавливался двигатель ЗМЗ-21/21А, представлявший собой четырехцилиндровую, рядную силовую установку общим объемом 2445 см куб. и мощностью в 76 л/с.

Экспортные машины комплектовались более сильным мотором (85 л/с) - ЗМЗ-21 Д/Е.

Оба двигателя имели карбюраторную систему питания и рассчитывались на бензин с октаном не ниже А-76.

Описание «Волги» универсал

Несмотря на то что переднее сиденье рассчитывалось на двух человек, там с легкостью мог уместиться и еще один пассажир. Педали машины аналогичны ГАЗ-21 третьей серии, в которой отсутствовала ножная кнопка насоса центральной смазки, стоявшая на первой и второй серии, зато ее место заняла «лягушка», включающая стеклоомыватель. Не обошлось, конечно, и без фирменного прозрачного спидометра, выполненного в виде сферы.

Часть автомобилей ГАЗ-22 «Волга» уходили с завода без традиционных радиоприемников, тем не менее, место под него предусматривалось, и чтобы не портить общий вид, его закрывали специальной вставкой, изготовленной из пластмассы.

«Запаска» вместе с нишей для хранения инструментов была спрятана под полом отделения для перевозки багажа.

Откидывающаяся спинка заднего дивана в поднятом положении закреплялась специальными резиновыми фиксаторами.

Область применения

Так как полноценного производства «Волги» универсал так и не было организовано, и автозавод мог выпускать только около восьми тысяч экземпляров в год, широкого распространения автомобили не получили.

Несмотря на то что ГАЗ-22, машина, которая из-за своей вместительности и грузоподъемности была бы очень желанной для многих потребителей, приобрести ее было невозможно даже по большому «блату». Основную массу универсалов, конечно же, забирали медики и предприятия торговли, небольшая часть автомобилей уходила в таксопарки.

Тем не менее даже при таком дефиците часть машин уходила на экспорт, причем не по заниженным ценам, как тогда было принято, а по полной себестоимости. И что важно, зарубежные эксперты весьма высоко оценили русскую грузопассажирскую «Волгу», рекомендовав ее для приобретения небольшим фермерским хозяйствам. Из недостатков были отмечены лишь несколько старомодный дизайн автомобиля и не слишком высокий уровень комфорта. Однако универсальность и практичность машины перекрывали эти недочеты. К тому же даже при своей полной стоимости автомобиль имел привлекательную цену для зарубежных покупателей, желающих заиметь в собственность такую дефицитную машину.

Кстати, экспортный автомобиль ГАЗ-22 благодаря своей репутации сделал хорошую рекламу продукции Горьковского автозавода, и следующая модель универсала, ГАЗ-24-02, пользовалась не меньшим спросом за рубежом, чем предшественник.

Первые опытные образцы универсала, который впоследствии получил индекс ГАЗ-22 «Волга», появились еще в середине 50-х годов. Универсал существенно отличался от седана, после средней стойки у него были уже собственные кузовные панели, хотя они и изготавливались из штатных боковин седана ГАЗ-21 , у которых вручную отрезали заднюю верхнюю часть, а на ее место присоединяли отдельно отштампованную деталь. В остальном кузов и агрегаты ГАЗ-22 были точно такими же, как у «Двадцать первой Волги» третьей серии (ГАЗ-21Р и ГАЗ-21УС) выпуска 1065-1970 года.

Первый серийный универсал ГАЗ-22 «Волга» покинул ворота автозавода «ГАЗ» в 1962 году, а в 1965 году автомобиль подвергся модернизации, после чего стал именоваться как ГАЗ-22В. Позднее завод выпустил экспортный вариант универсал с улучшенным оформлением под индексом ГАЗ-22Г, эта модификация подобно седану ГАЗ-21М отличалась повышенным хромированием отдельных элементов кузова.

Купить автомобиль ГАЗ-22 в личное пользование было нельзя, за редким исключением, этим исключением был артист Юрий Никулин, которому продали универсал для перевозки циркового снаряжения. Все остальные автомобили ГАЗ-22 «Волга» распределялись между государственными организациями: в таксопарки, торговые организации, в службы скорой медицинской помощи и в качестве штабного автомобиля для пожарной службы. Автомобили ГАЗ-22 в роли такси перевозили пассажиров с габаритным багажом. Медицинская модификация ГАЗ-22Б имела крепления для носилок в кузове и минимальное медицинское оборудование, салон был отапливаемым, с хорошим освещением и был отделен от места водителя перегородкой.

В 1970 году универсал ГАЗ-22 «Волга» был снят с производства, ему на смену пришел уже массовый универсал на базе «двадцать четвертой Волги» .

Дизайн и конструкция

По сравнению с седаном универсал ГАЗ-22 получился достаточно вместительным, с высоким потолком, при сложенных задних сиденьях получалась ровная площадка для груза. Задняя дверь состояла из двух половин, верхняя часть со стеклом открывалась вверх, а нижняя часть откидывалась вниз, образуя ровную поверхность одной высоты с багажником.

Еще одним отличием от седана стали более жесткие рессоры, а так же шины большей грузоподъемности. Это позволило перевозить грузы весом до 180 килограмм с пятью пассажирами на борту, либо двух пассажиров и 400 килограмм груза.

Универсалы ГАЗ-22 комплектовали точно таким же двигателем, как и седан, для автомобилей которые оставались внутри страны устанавливали двигатель ЗМЗ21/21А объемом 2445 см3 и мощностью 75 лошадиных сил, а экспортные модели комплектовали двигателем ЗМЗ-21Д/Е с увеличенной до 85 лошадиных сил мощностью. А вот автоматическую коробку передач на универсал не устанавливали, на него ставили исключительно 3-ступенчатую механическую.

Модификации

ГАЗ-М-22

Базовый универсал образца 1962-1964 годов.

ГАЗ-М-22А

Опытный экземпляр автомобиля с кузовом типа фургон, который так же производили кустарно.

ГАЗ-М-22БК, ГАЗ-М-22БКЮ

Санитарный автомобиль ГАЗ-М-22БК образца 1962-1964 годов, оснащенный двигателем мощностью 85 лошадиных сил и его тропический (южный) вариант ГАЗ-М-22-БКЮ.

ГАЗ-М-22БМ, ГАЗ-М-22БМЮ

Экспортная модификация санитарного автомобиля образца 1962 - 1964 годов под индексом ГАЗ-М-22БМ с двигателем мощностью 85 л.с. и её тропический (южный) вариант ГАЗ-М-22БМЮ.

ГАЗ-22В

Модернизированный универсал образца 1965 - 1970 годов.

ГАЗ-М-22Г, ГАЗ-М-22ГЮ

Экспортный универсал с улучшенным оформлением образца 1962 - 1969 годов и его тропический вариант ГАЗ-М-22ГЮ образца 1962-1965 годов.

ГАЗ-22Д

Модернизированный санитарный автомобиль образца 1965-1970 годов.

ГАЗ-22Е, ГАЗ-22ЕЮ

Экспортный модернизированный санитарный автомобиль образца 1965-1970 годов и его тропический вариант.

ГАЗ-М-22К, ГАЗ-М-22КЭ

Экспортный универсал с двигателем мощностью 75 л.с., который выпускали в 1962-1964 годах, получил индекс ГАЗ-М-22К, а его модификация с экранированным электрооборудованием называлась ГАЗ-М-22КЭ.

ГАЗ-22М, ГАЗ-22МЮ

Модернизированный экспортный универсал образца 1965-1970 годов и его тропический вариант.

ГАЗ-22МБ, ГАЗ-22МБЮ

Экспортный санитарный автомобиль образца 1965-1970 годов и его тропический вариант.

ГАЗ-22Н, ГАЗ-22НЮ

Модернизированный экспортный универсал образца 1965-1970 годов с правым расположением рулевого колеса и его тропический вариант.

ГАЗ-22НЕ

Еще один экземпляр экспортного санитарного автомобиля, но с правым расположением рулевого колеса.

Статьи по теме