Схема система отопления уаз буханка. Система охлаждения УАЗ “Буханка”: Устройство охлаждения двигателя Система охлаждения уаз буханка схема 421

Система в сборе

В далеком 1965 году на модели УАЗ 450 установили верхнеклапанный двигатель ГАЗ 21, да и коробка передач уже была 4-ступенчатая. До настоящего времени этот автомобиль пользуется популярностью как в небольших городах, так и в селах, заменяя санитарные и аварийные машины во многих учреждениях. Так как может преодолеть снежные насыпи толщиной до 50 см и при этом везти около 800 кг груза, он устраивает даже военных. Поскольку автомобиль чем-то напоминал кирпичик хлеба, ему дали прозвище «буханка».

Для безопасной эксплуатации машины нагреваемые детали мотора во время его работы необходимо охлаждать. Для этого были созданы следующие системы охлаждения двигателя:

  • закрытого типа (жидкостная);
  • открытого типа (воздушная);
  • смешанная.

Охлаждающая жидкость циркулирует следующими способами.

  1. Принудительный — циркуляция при помощи насоса.
  2. Термосифонный — за счет самотека жидкости. Нагретая жидкость поднимается, а холодная опускается.
  3. Комбинированный — головки блоков цилиндров, которые нагреваются больше других деталей двигателя, охлаждаются принудительно, а сам цилиндр — термосифонным способом.

Принцип охлаждения двигателя

Главной задачей системы охлаждения двигателя является соблюдение температурного режима. Температура газов, образующихся в цилиндре мотора, может достичь 2000°. Тепло, которое выделяется, частично преобразуется в полезную энергию. Остальное тепло выводится в атмосферу при помощи системы охлаждения.

В случае поломки или малейшей неисправности системы происходит излишнее повышение температуры, которое влечет за собой выгорание смазки, а это является причиной быстрого износа деталей.

Но и чрезмерное снижение температуры мотора нежелательно. Мощность холодного двигателя становится меньше, а вязкость смазки увеличивается.

Главной задачей системы является охлаждение двигателя

УАЗ «буханка» впервые сошел с конвейера в 1957 году, но популярен и по сей день. Во всех труднодоступных местностях автолюбители отдают предпочтение дешевому, надежному и простому УАЗу 452 модели, а не иностранным внедорожникам. В этом универсальном вездеходе могут одновременно перемещаться до 10 человек и 1 т груза.

Конструкционные элементы

Как и весь автомобиль, система охлаждения «буханки» по-военному проста и надежна. Она включает в себя следующие элементы.

    1. Радиатор охлаждающей жидкости: необходим для отдачи тепла разогретой жидкости в атмосферу. При производстве данных агрегатов используют такие материалы, как медь и алюминий. По своей конструкции радиаторы разделяют на трубчатые, сотовые и пластинчатые. Чаще всего производители устанавливают на автомобили трубчатые модели. Они состоят из горизонтально расположенных трубок, которые проходят через тонкие пластины, припаянные сверху и снизу. Эти пластины делают устройство жестким и повышают его теплоотдачу. В пластинчатых радиаторах жидкость циркулирует по спаренным пластинам, которые припаяны к резервуарам прибора. Охлажденный воздух при помощи вентилятора проходит между спаренными пластинами. Пластины для покрытия большей площади изготавливают волнистыми. Сердцевиной сотовых радиаторов являются горизонтально расположенные трубки, по которым проходит воздух, охлажденный жидкостью снаружи. Вверху бачка агрегата впаяна горловина, закрывающаяся при помощи пробки и патрубков. Они нужны для присоединения шланга, который подводит жидкость охлаждения к радиатору.
    2. Масляный радиатор: служит для охлаждения масла при помощи воздуха. Устройство является дополнительным и предназначено для мощных двигателей.
    3. Решетка: служит для защиты радиатора от переохлаждения, перегрева и попадания различных предметов.
    4. Радиатор отопителя: по своему строению является уменьшенной копией радиатора охлаждающей жидкости, устанавливается в салоне автомобиля, куда и передает тепло.

Вот так выглядит вентилятор радиатора

  1. Вентилятор: усиливает поток воздуха, который охлаждает жидкость внутри сердцевины радиатора. Основные элементы вентилятора — крыльчатка и лопасти. Привести лопасти в движение можно разными способами. Механическим, установив на одну ось насос и вентилятор. При этом последний работает беспрерывно, что влечет за собой расход мощности двигателя. В современных схемах такой метод установки агрегата почти не используется. Соединение вентилятора проходит через муфту. При этом агрегат включается только после достижения двигателем определенной температуры. За включение вентилятора отвечает датчик температуры. Чаще всего вентилятор оборудуется электродвигателем. Такая система позволяет регулировать частоту его вращения.
  2. Центробежный насос: осуществляет принудительное движение жидкости по системе. Насос состоит из алюминиевого корпуса, крыльчатки и сальника. Когда вращается крыльчатка, появляется центробежная сила, поступающая к центру корпуса помпы, при этом охлаждающая жидкость откидывается к стенкам. Сальник не дает жидкости вытекать вместо выхода вала.
  3. Расширительный бачок: принимает в себя излишки, образующиеся при расширении от нагревания жидкости. Через этот бачок охлаждающая жидкость доливается в систему.
  4. Термостат — датчик температуры — прибор, при помощи которого осуществляется контроль температуры внутри мотора.
  5. Водяная рубашка двигателя — полости внутри агрегата, по которым циркулирует жидкость для охлаждения нагретых деталей.
  6. Антифриз — охлаждающая двигатель жидкость, которую можно использовать при минусовой температуре.
22 ..

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ УАЗ-469

Система охлаждения двигателя (рис. 43) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.

Систему охлаждения заполняйте мягкой пресной водой - с малым содержанием солей.

Зимой можно применять жидкость с низкой температурой замерзания.- антифриз. При температуре до минус 40°С пользуйтесь жидкостью марки 40, при более низкой температуре - марки 65. Помните, что антифриз ядовит.

Поддерживайте правильный температурный режим двигателя 80... 90°С. Это уменьшает износ двигателя и повышает его экономичность. Температуру поддерживайте с помощью жалюзи

Рис. 43. Схема системы охлаждения двигателя:
1 - сливной край блока цилиндров; 2- прокладка; 5 - головка цилиндров;
4 - отверстие водораспределительной трубы; 5 - водораспределительная труба; € - термостат; 7 - выпускной патрубок; 8 - перепускной канал; 9 - крыльчатка; 10 - слив; 1 - вентилятор; 12 - радиатор; 18 - сливной кран радиатора; 14 - приемный патрубок; 15 - блок цилиндров; 16 - заливная горловина радиатора; 17 - шланг; 18 - пробка; 19 - расширительный бачок;
20 - метка «минимум»

Рис. 44. Насос системы охлаждения двигателя:
I - гайка; 2 -валик: 3 - корпус насоса; 4 - контрольное отверстие выхода смазки; 5 - пресс-масленка; 6 - распорная втулка; 7 - уплотнительная шайба; 8 - резиновая манжета; 9 -пружина; 10 - крыльчатка; 11 - болт крепления крыльчатки; 12 - контрольное отверстие для выхода жидкости; 13 - подшипники; 14 - ступица шкива вентилятора

И клапана утеплителя радиатора. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в кронштейне водяного насоса имеется датчик, а на щитке приборов - электрический указатель. Кроме того, на панели приборов установлена контрольная красная лампочка, загорающаяся при повышении температуры жидко* сти до 106... 109СС. Причинами повышения температуры жид» кости могут явиться пониженный уровень жидкости в радиаторе, слабо натянутый ремень вентилятора, движение автомобиля с закрытыми жалюзи и закрытым клапаном утеплителя радиатора. Датчик контрольной лампы установлен в верхнем бачке радиатора. При загорании лампы немедленно устраните причину перегрева.

Насос (рис. 44) центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Уплотнение валика насоса осуществляется с помощью самоподжимного сальника. Подтекание охлаждающей жидкости через контрольное отверстие внизу корпуса насоса указывает на неисправность сальника. Закрывать контрольное отверстие при подтекании из него жидкости нельзя, так как она попадет в шариковые подшипники и может вывести их из строя.

Термостат (рис. 45) с твердым наполнителем, помещается в выпускном патрубке. Клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 70±2°С, а при температуре 83±2°С открывается полностью.

Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая или включая радиатор. В холодную погоду в зимнее время, особенно при малых нагрузках двигателя, чтобы не заморозить радиатор, всегда держите жалюзи закрытыми и только при увеличении температуры охлаждающей жидкости до 90°С слегка их приоткрывайте.- ч

Пробка радиатора (рис. 46) герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения с атмосферой только через выпускной и впускной клапаны. Выпускной клапан открывается при повышении давления в системе до 0,45... 0,65 кгс/см2 и выпускает пар. Впускной клапан открывается при разрежении в системе 0,01 ... 0,1 кгс/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор. Для нормального действия пробки необходимо, чтобы прокладки клапанов были исправны.

Техническое обслуживание системы охлаждения. В процессе эксплуатации автомобиля периодически удаляйте из системы охлаждения накипь, сор, регулируйте натяжение ремня вентилятора и смазывайте подшипники водяного насоса (см. таблицу смазки), а также промывайте радиатор снаружи.

Рис. 45. Схема работы термостата:
1 - клапан термостата закрыт; 5 - клапан термостата открыт

Накипь и сор удаляйте промывкой сильной струей чистой воды. Двигатель и радиатор промывайте раздельно, чтобы ржавчина, накипь и осадок из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор. Перед промывкой двигателя выньте из патрубка термостат.

Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы (рис. 47).

Запрещается использовать для промывки рубашки охлаждения щелочные растворы, так как они вызывают коррозию головки и блока цилиндров двигателя.

При значительных отложениях накипи в трубках радиатора выполните следующее:

1. Снимите радиатор с автомобиля и залейте в него десятипроцентный раствор едкого натрия (каустическая сода), предварительно нагретый до температуры 90°С и процеженный.

2. Через 30 мин раствор из радиатора слейте.

3. Промойте радиатор струей горячей воды в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе, в течение 30... 40 мин под напором 0,5 кге/см2 (рис. 48).

Натяжение ремня вентилятора регулируйте поворотом генератора. Нормальный прогиб ремня должен быть 8... 14 мм при нажатии на него с усилием 4 кгс (рис. 49).

В случае появления пробуксовки ремня вентилятора уве--личьте натяжение.

Система охлаждения автомобилей УАЗ


Устройство

Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией. Закрытая система сокращает потребность в пополнении жидкостью.

Система охлаждения состоит из водяной рубашки, окружающей цилиндры и головку цилиндров двигателя, водяного насоса центробежного типа, радиатора с кожухом вентилятора и с установленными перед ним жалюзи, термостата, вентилятора, пробки радиатора и сливных краников. В систему охлаждения включены также радиаторы отопления кузова и кабины. Емкость системы охлаждения - 13 л.

Водяной насос через приемный патрубок забирает воду из нижнего бачка радиатора и через водораспределительную трубу подает ее в головку цилиндров. Через отверстия в трубе вода подводится к самым горячим местам - к патрубкам выпускных каналов и к свечным бобышкам и интенсивно их охлаждает.

Из головки цилиндров в блок вода поступает за счет термосифона. Это обеспечивает равномерное охлаждение всей поверхности цилиндров и наименьшее их коробление. Нагревшаяся вода через патрубок 3 термостата, в зависимости от температурного состояния двигателя, направляется в верхний бачок радиатора (при прогретом двигателе) или через перепускной канал 15 - в приемный патрубок насоса и обратно в двигатель (при холодном двигателе),

Поддержание правильного температурного режима двигателя значительно уменьшает износ двигателя и пов-ышает его экономичность.

Наивыгоднейший температурный режим работы двигателя лежит в пределах 80-90 °С. Эта температура поддерживается при помощи автоматически действующего термостата и жалюзи, управляемых водителем.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов имеется электрический указатель, датчик которого установлен в кронштейне водяного насоса.

Рис. 1. Схема охлаждения двигателя: 1 - радиатор; 2 - вентилятор; 3 - выпускной патрубок; 4 - термостат: 5 - водораспределительная труба; 6 - отверстие водораспределительной трубы; 7 - головка цилиндров; 8 - прокладка; 9 - блок цилиндров; 10 и 12 - сливиые краники; 11 - крыльчатка водяного насоса; 13- приемный патрубок; 14 - шкив; 15 - перепускной канал

Кроме того, на панели приборов установлена сигнальная зеленая лампочка, загорающаяся при повышении температуры Жидкости до 92-98 °С. Датчик этой лампочки установлен в верхнем бачке радиатора. При загорании сигнальной лампочки надо открыть жалюзи. Если же жалюзи были открыты, то немедленно остановить автомобиль и устранить причины перегрева (долить воды, увеличить натяжение ремня вентилятора и т. п.).

Водяной насос центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.

Корпус водяного насоса отлит из алюминиевого сплава. Валик водяного насоса вращается в двух шариковых подшипниках. На концы валика, имеющего лыски, насажены крыльчатка насоса и ступица вентилятора. Шариковые подшипники с распорной втулкой зажаты на валу между ступицей шкива и упорным кольцом, входящим в канавку на валу.

Рис. 2. Водяной насос: 1 - корпус насоса; 2 - контрольное отверстие подшипников; 3 - пресс-масленка; 4 - резиновая манжета; 5 - текстолитовая шайба; 6 - крыльчатка; 7 - контрольное отверстие для стока воды; в -распорная втулка; 9 - подшипник; 10 - валик

В корпусе насоса подшипники закреплены при помощи пружинного стопорного кольца, входящего в канавку в корпусе. Уплотнение валика насоса осуществляется при помощи самоподжимного сальника, состоящего из шайбы, изготовленной из текстолита, и резиновой манжеты с пружиной и двумя обоймами сальника внутри.

Подтекание воды через контрольное отверстие свидетельствует о неисправности сальника. Закупоривать контрольное отверстие при подтекании из него воды нельзя, так как в противном случае вода проникает в шариковые подшипники, и они придут в негодность.

Термостат перепускного типа помещается в выпускном патрубке, расположенном на кронштейне водяного насоса, и действует в результате изменения длины гофрированного баллона, который наполнен легкоиспаряющейся жидкостью.

Рис. 3. Схема работы термостата: а - при холодном двигателе; б - при разогретом двигателе; 1 - корпус водяного насоса; 2- кронштейн; 3- прокладка; 4- корпус термостатам 5 - выпускной патрубок; 6-клапан термостата; 7 - прокладка термостата; 3 - стержень термостата; 9 - баллон

Клапан 6 термостата автоматически, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в блоке двигателя, отключает или включает радиатор. При температуре охлаждающей жидкости ниже 68 °С клапан термостата закрыт, и вода через перепускные окна циркулирует только по «малому кругу» внутри двигателя, минуя радиатор. В таком положении двигатель быстро прогревается. При повышении температуры охлаждающей жидкости выше 68-74 °С жидкость в баллоне начинает испаряться, баллон удлиняется и клапан открывается, обеспечивая частичную циркуляцию воды через радиатор. При температуре охлаждающей жидкости 80-86 °С основной клапан полностью открывается, а перепускные окна в корпусе термостата закрываются и вся вода направляется из головки в радиатор по «большому кругу».

Для предотвращения образования воздушных подушек при заливке воды в радиатор в клапане термостата имеется небольшое отверстие.

Радиатор трубчато-ленточный. Плоские трубки впаяны в верхний и нижний бачки радиатора в три ряда с небольшим расстоянием между рядами. Промежутки между трубками заполнены припаянными к ним лентами из красной меди, сформованными в виде змейки с шагом 4,5 мм.

Крепят радиатор в четырех точках: внизу на двух резиновых подушках к раме автомобиля и вверху двумя тягами к кузову. При помощи двух верхних тяг одновременно регулируют зазор между верхом радиатора и вентилятором. Со стороны двигателя r радиатору прикреплен кожух вентилятора, значительно повышающий эффективность системы охлаждения.

Пробка радиатора герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения с атмосферой только через выпускной и впускной клапаны. Выпускной клапан открывается при повышении давления в системе до 0,45- 0,55 кГ/см2. Ввиду такой возможности повышения давления охлаждающая жидкость в системе начинает закипать только при 109-112 °С. Впускной клапан открывается при разрежении в системе 0,01-0,1 кГ/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор. Для нормального действия пробки необходимо, чтобы прокладки клапанов были исправны.

Жалюзи установлены перед радиатором и служат для регулирования степени охлаждения радиатора. Управление горизонтально расположенными створками жалюзи осуществляется с места водителя при помощи тяги, заключенной в оболочку. При вытягивании рукоятки тяги вверх жалюзи закрываются, при вдвигании рукоятки вниз - открываются.

Техническое обслуживание

Уровень воды в радиаторе проверяют ежедневно перед выездом. Доливать и вновь заливать в радиатор нужно только «мягкую» воду, т. е. воду с малым содержанием солей. Для уменьшения отложений накипи на стенках рубашки охлаждения двигателя и трубках радиатора воду в системе охлаждения следует менять как можно реже. Смягчать жесткую воду добавлением щелочи нельзя, так как щелочь разрушает алюминиевые детали двигателя (блок и головку цилиндров, кронштейн и корпус водяного насоса).

Рис. 4. Пробка радиатора: 1 - корпус пробки; 2 - пружина выпускного клапана; 3 - запорная пружина; 4 - прокладка выпускного клапана; 5 -впускной клапан; 6 - выпускной клапан; 7 - горловина радиатора

Зимой рекомендуется заливать в систему охлаждения жидкость с низкой темпёратурой замерзания - «антифриз», ГОСТ 159-52. При температуре до -40 °С следует пользоваться охлаждающей жидкостью марки 40, при более низкой температуре - марки 65.

Охлаждающая жидкость «антифриз» представляет собой смесь этиленгликоля и воды. При понижении уровня «антифриза», вследствие его выкипания, необходимо в радиатор доливать чистую воду, так как из жидкости в первую очередь испаряется вода ввиду того, что точка кипения воды ниже, чем у этиленгликоля.

При убывании жидкости вследствие течи надо устранить причину и долить «антифриз». Нужно помнить, что этилен-гликоль - яд и при попадании в желудок вызывает отравление. Следует также остерегаться попадания этиленгликоля на окрашенные поверхности, так как он портит их.

Этиленгликоль по сравнению с водой имеет более высокий коэффициент теплового расширения, поэтому в систему охлаждения следует заливать «антифриз» примерно на 1 л меньше, чем воды.

Воду из системы охлаждения сливают через два краника: один находится справа на блоке двигателя, а второй слева на нижнем бачке радиатора.

Проверять герметичность системы охлаждения необходимо ежедневно перед выездом из гаража на холодном двигателе, так как при прогретой системе незначительную течь можно не заметить из-за быстрой испаряемости вытекаемой жидкости.

Если уровень охлаждающей жидкости в радиаторе заметно понижается, но признаков подтекания не обнаруживается, то это может свидетельствовать об утечке «внутрь» двигателя через прокладку головки цилиндров, уплотнения гильз или через образовавшиеся трещины в цилиндрах или головке цилиндров. Такая утечка очень опасна, так как охлаждающая жидкость, попадая в камеру сгорания, затрудняет пуск двигателя, а проникая в картер, образует с маслом эмульсию, что приводит к повышенному износу деталей двигателя.

При ТО-2 необходимо проверять действие клапанов пробки радиатора и исправность ее прокладок.

Натяжение ремня вентилятора проверяют при ТО-1. При нормальном натяжении ремня прогиб его ветви, расположенной между шкивами водяного насоса и генератора, при нажатии большим пальцем руки должен быть равен 10-15 мм.

При слабом натяжении на больших числах оборотов коленчатого вала двигателя начинается пробуксовка ремня, чрезмерный его нагрев и расслоение. Чрезмерная натяжка вызывает быстрый износ подшипников генератора и водяного насоса, а также вытягивание и разрушение ремня.

Подшипники водяного насоса смазывают смазкой 1-13 жировой (универсальная водостойкая тугоплавкая смазка УТВ ) по ГОСТ 1631-61 или смазкой 1-13 синтетической по ТУ НП5-58 при ТО-1. Заменители - смазка ЦИАТИМ -201, ЯНЗ -2.

Подшипники смазывать через пресс-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия. Излишнюю смазку следует убрать, так как она может попасть на ремень вентилятора.

Жалюзи проверяют на полноту открытия их при вдвинутой до отказа рукоятке привода.

Если створки жалюзи при этом открываются не полностью, то необходимо сделать следующее:
— ослабить винт крепления тяги привода в шарнирной муфте рычага, расположенного на жалюзи;
— открыть полностью створки жалюзи, повернув рычаг привода против часовой стрелки;
— вдвинуть до отказа рукоятку привода жалюзи;
— закрепить в этом положении тягу привода в шарнирной муфте рычага;
— несколько раз подряд закрыть и открыть жалюзи при помощи рукоятки привода, после чего проверить полное открытие створок жалюзи при вдвинутой до отказа рукоятке и полное закрытие их при вытянутой на себя рукоятке. Если при этом рукоятка привода передвигается с большим усилием, необходимо смазать оси створок жалюзи и тягу. Оси створок смазывают маслом для двигателя, а тягу - солидолом (предварительно вынув ее из оболочки).

Эту смазку наносят прямо на оболочку тяги.

Систему охлаждения промывают один раз в год перед летним сезоном эксплуатации.

Накипь и отложения в системе охлаждения удаляют промывкой сильной струей чистой воды, подаваемой по шлангу из водопровода.

Двигатель и радиатор промывают раздельно, чтобы ржавчина, накипь и осадок из рубашки охлаждения двигателя не застряли в радиаторе.

Перед промывкой двигателя вынимают из патрубка термостат и отъединяют шланги от радиатора.

Для лучшей очистки рубашки охлаждения цилиндров следует вывернуть из блока цилиндров сливной краник вместе с переходным штуцером.

Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы. Промывать рубашку охлаждения надо до тех пор, пока выходящая из двигателя вода не будет совершенно чистой.

Использовать для промывки рубашки охлаждения двигателя щелочные растворы нельзя, так как они вызывают коррозию алюминиевого сплава головки цилиндров и водяного насоса.

Радиатор промывают при закрытой пробке, подводя воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить в первую очередь всю грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем к нижнему патрубку, и моют до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой.

Одновременно следует промыть струей воды и продуть сжатым воздухом сердцевину радиатора.

При значительных отложениях накипи в трубках радиатора необходимо:
— снять радиатор с автомобиля и залить в него 10-процентный раствор едкого натра (каустической соды), предварительно нагретый до температуры 90 °С;
— через 30 мин раствор из радиатора слить;
— промыть радиатор горячей водой в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе, в течение 30-40 мин.

Для этого к патрубку нижнего бачка радиатора присоединить шланг с горячей водой, которая должна поступать под некоторым давлением (не более 1 кГ/см2 в нижнем бачке), чтобы промывались все трубки радиатора и вода вытекала через патрубок верхнего бачка. Излишнее давление может повредить трубки радиатора.

Если горячей воды недостаточно, то радиатор можно промывать, наливая в него горячую воду и сливая ее через 3-5 мин при заглушённых пробками патрубках верхнего и нижнего бачков. Промывать таким образом следует 4-5 раз.

Для уменьшения образования накипи и коррозии в системе охлаждения рекомендуется применять гексамет (гексаметафос-фат натрия). Гексамет добавляют в воду при заливке ее в радиатор в количестве 5-6 мг на 1 л воды.

Работу термостата проверяют одновременное промыванием системы охлаждения, а также в случае систематических перегревов двигателя (при исправной работе систем питания и зажигания), следующим образом.

В сосуд с водой, нагретой до температуры 90-100 °С, помещают термостат вместе с термометром. Затем при постепенном охлаждении воды следят за температурой начала и конца закрытия клапана термостата. Неисправный термостат необходимо заменить новым.

Проверить исправность термостата можно также по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя. При неисправном термостате указанный патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном- после того как температура воды в блоке достигнет 60 - 70 °С (по указателю температуры воды на щитке приборов).

К атегория: - УАЗ

Система охлаждения и отопления автомобилей вагонной компоновки УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365, с инжекторными двигателями ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4, жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Система охлаждения автомобилей вагонной компоновки УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365 включает в себя:

Система охлаждения автомобилей УАЗ вагонной компоновки с двигателями ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4, согласно руководства по эксплуатации, должна быть круглогодично заправлена низкозамерзающей охлаждающей ТОСОЛ-А40М или ОЖ-40 «Лена». При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 градусов, в системе охлаждения должна применяться низкозамерзающая жидкость ТОСОЛ-A65М или ОЖ-65 «Лена».

Емкость системы охлаждения двигателей ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4, включая систему отопления, составляет:

Для автомобилей УАЗ-374195 и УАЗ-330395: 12,7 литра.
- Для автомобилей УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-220695: 13,7 литра.
- Для автомобилей УАЗ-330365 и УАЗ-390945: 13,6 литра.

Рабочая температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна находиться в пределах 80-105 градусов. Допускается кратковременная, не более пяти минут, работа двигателей ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4 при повышении температуры охлаждающей жидкости до 109 градусов. В случае загорания контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости надо немедленно установить и устранить причину перегрева.

Система отопления УАЗ вагонной компоновки с двигателями ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4.

Жидкостная, совмещенная с системой охлаждения двигателя, система отопления автомобилей УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365 включает в себя:

Радиатор отопителя кабины.
- Радиатор отопителя салона, кроме автомобилей УАЗ-374195, УАЗ-330395, УАЗ-330365.
- Дополнительный насос системы отопления.
- Штуцер подачи охлаждающей жидкости в отопитель салона.
- Кран включения отопителей с управлением.
- Сливной кран или пробка системы отопления.

Система отопления на автомобилях с двигателем ЗМЗ-4091 Евро-3 отличается от системы отопления автомобилей с двигателем ЗМЗ-40911 Евро-4 местом расположения дополнительного электрического насоса системы. В первом случае он включен в магистраль радиатора отопителя кабины, а во втором — в магистраль радиатора отопителя салона.

Для нормальной работы отопителей кабины и салона, температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя должна быть не менее 80 градусов. Для включения обоих отопителей в работу, необходимо дистанционной из кабины или вручную открыть кран включения отопителей и в случае надобности включить дополнительный насос системы отопления.

Для повышения интенсивности обогрева кабины и салона оба отопителя оснащены электродвигателями МЭ236 мощностью 25 Ватт с лопастным вентилятором. Их включение и выключение производится отдельными выключателями на панели приборов. Силу внешнего потока воздуха, проходящего через радиатор отопителя кабины, может регулироваться изменением положения крышки вентиляционного лючка передка.

При низких температурах воздуха можно установить на автомобиль утеплитель, который крепится на облицовке радиатора с помощью винтов. В этом случае можно будет регулировать температуру жидкости в системе охлаждения и отопления двигателя путем закрытия или открытия клапана утеплителя.

Статьи по теме