Что такое истина в самопознании. Что же такое Истина? Наедине с собой

Люди всегда, так или иначе, ощущали потребность искать, обретать, иметь истину. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, умения (знания, как что-то сделать), предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Но высоко ценилась истина всегда. Особым уважением пользовались её носители: пожилые люди, мудрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились и заботятся о развитии науки и образования… Значит, истина встаёт в один ряд с другими исходными главными для всех людей ценностями. Это – высшая духовно-нравственная ценность человека.

Истина – это вечная суть первичной реальности, это свойство, лежащее в основе творения, это первозданная природа человека. Она не ограничена пределами времени в его трех ипостасях – прошлом, настоящем и будущем и не подвержена изменениям в материальном и духовномизмерениях.

На уровне человеческой морали истина подразумевает выявление подлинной сути и причины вещей и поступков, правдивость, верность своим словам и обещаниям.

По существу, истина - это основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Опыт ее постижения, созвучный биению сердца, дыханию легких и голосу совести, возможен только изнутри. Поэтому народная мудрость гласит, что опыт - величайший учитель истины, и совершенство в истине может быть достигнуто только через слияние с жизнью идеалов правды, праведного поведения, мира, ненасилия и любви.

Человек обладает врожденной интуицией, или способностью отличать добро от зла. В благоприятных условиях он применяет этот дар, основываясь на своей истинной природе. Но в критических ситуациях, одержимый страхом или сознанием вины, он сбивается с верного пути и, нимало не заботясь об истине, действует по своему усмотрению прямо противоположно тому, что велит ему совесть, оказываясь затем лицом к лицу с последствиями. При этом, однако, в глубине души он знает, что, в конце концов, правда восторжествует.

Помимо всего прочего, в жизни нередко складываются ситуации, когда человек поставлен перед проблемой выбора: считать ли истиной писаный закон, устоявшийся обычай или неоспоримый факт. Именно поэтому Махатма Ганди провозглашал, что эта истина исходит от внутреннего голоса, голоса человеческой совести.

Итак, изречение «Говори правду» означает приобщение к духовной истине, которая есть вечная истина, неизменная во все времена, - говорили древние мудрецы. Это искренние слова, идущие из глубины души, это сокровенный голос совести.

Под истиной часто понимают точное изложение того, что происходит вокруг. Однако, то, о чем утверждают сегодня, завтра может измениться в корне. Вот, например, актёр в театре играет роль царя. Он надевает корону, сидит на троне, издаёт указы, управляет государством… Закончился спектакль, актёр снимает корону, одевает свой костюм и идёт домой. То, что мы видели в театре – правда, и то, что было после спектакля – тоже правда. Это можно назвать фактами, но не истиной. Истина же постоянна и неизменна во все три периода времени: в прошлом, настоящем и будущем. Все объекты материального мира также непостоянны. Даже если какие-то объекты и существуют 100-200 лет, тем не менее, это не вечность. Всё что имеет рождение – имеет окончание. Так же и человек при рождении получает «билет» до станции Смерть. И, что бы человек ни делал в своей жизни, в назначенное время, прибудет в конечный пункт. Так вот за время жизни человек и должен осознать истину о том, что вечно, а что преходяще и научиться различать вечное и постоянное от изменяющегося и преходящего. А неизменна наша внутренняя духовная суть, она стоит над временем и качествами. Даже просто слушая и читая об истине, человек ощущает счастье.


Стремление познать истину побуждает человека задавать себе вопросы: Кто я? Какова цель моей жизни? Слова «Познай Себя» были начертаны над входом в храм Аполлона в Дельфах, в местопребывании священного оракула, который тем самым хотел сообщить посетителям важную весть о том, что каким бы великим ни было снизошедшее на них откровение от оракула, это не спасет их от дальнейших страданий, если они не сумеют увидеть истину, заключенную в этом афоризме – Познай Себя. Человека, познавшего себя, уже мало интересует прошлое и будущее, он постоянно живет в вечном настоящем. Эти слова также означают следующее – прежде чем о чем-либо спрашивать, сначала задай себе ключевой и самый главный вопрос своей жизни: Кто Я?

Великий Абай Кунанбаев написал такие мудрые слова о важности получения для человека, прежде всего, духовных знаний:

Смотри, не заблудись и знай, куда идти .

Вот выходи сюда на верные пути ,

Не хвастай, коль не учен,

Будь скромностью наделен.

Лишь знаньем жив человек,

Лишь знаньем движется век.

Лишь знанье – светоч сердец .

Осознание истины открывает путь мощному потоку энергии, который наполняет внутреннее пространство человеческого существа. Цель обучения проявлению истины – поддержать ребёнка в поисках его истинной природы и осознания того, что этот поиск – самая важная цель в жизни, так как истина – это и есть природа человека.

Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E , которая означает, что материя – это уплотнённая энергия.

Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё. Есть лишь одна абсолютная истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней.

Качества честности, правдивости, приверженности справедливости являются проявлением в человеке общечеловеческой ценности – истина. Очень важно для человека говорить правду. Произношение неправды ведёт к разрушительному, негативному влиянию на человека. Подробное описание происходящих процессов на молекулярно-клеточном уровне во время произнесения неправды опубликованы в работах по волновой генетике профессора П.П.Гаряева, которого выдающийся педагог Ш.А.Амонашвили часто приглашает выступать на Международные педагогические чтения по гуманной педагогике. Древние говорили, что надо всегда говорить правду, и правду надо говорить очень мягко. Если эта правда может ранить человека, то лучше ее не говорить.

Человек наделён интеллектом, позволяющим с помощью различения отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого, доброе от злого. Важно развивать в детях способность различать, создавая предпосылки для развития следующего уровняполучения достоверной информации – интуиции.

Истина не ограничена пространством и временем. Для всех стран, всех эпох, для всех и каждого истина – одна и та же.Истина неизменна. Она – одна, хотя принимает форму множества.

Мы переносим истину на мирские дела и отождествляем ее с внешним миром. Правда в мирском или материальном смысле: это сообщение того, что на самом деле произошло или правдивое изложение мысли. Считается, что следовать Истине – это в точности передавать то, что было сказано, сделано, увидено, или услышано. Однако, настоящая правда – это совесть. Например, в дом проник вор и что-то украл. По подозрению в краже полиция на следующий день задерживает этого человека. Вор заявляет, что не совершал кражи. Но его совесть всегда будет напоминать ему о содеянном. Слова полны фальши, но совесть всегда правдива.

Когда слова следуют за совестью, они превращаются в истину. Из-за истины можно столкнуться с трудностями. Но нельзя предаваться лжи ради того, чтобы избежать трудностей. Обманывая, вы можете избежать наказания, но в свое время подвергнетесь серьезным испытаниям.

Праведное поведение – это поведение, исходящее из приверженности истине, ярким примером которогов истории человечества может служить личность Махатмы Ганди. МохандасКарамчанд Ганди родился 2 октября 1869 г. в одном из маленьких княжеств Западной Индии. Древний род Ганди принадлежал к купеческой касте, однако и дед, и отец Ганди были главными министрами небольших княжеств. В семье Ганди строго соблюдались религиозные обряды - мать была глубоко верующей. Отец Ганди был почитаем за справедливость и неподкупность и, несмотря на высокий пост, оставался небогатым человеком. Он был противником религиозно-общинных распрей, уважал людей независимо от их религиозной и кастовой принадлежности, что нечасто встречалось в Индии в то время.

Мохандас был самым младшим ребёнком в семье и о своём детстве вспоминал так: «Я был очень робок и избегал общества детей. Единственными друзьями были у меня книги и уроки... Я в буквальном смысле слова убегал домой (из школы), так как терпеть не мог с кем-нибудь разговаривать... Кроме того, я был трусом. Я боялся воров, привидений и змей... Темнота приводила меня в ужас... Насколько помню, сам я был не очень хорошего мнения о своих способностях. Я обычно удивлялся, когда получал награды или стипендии. При этом я был крайне самолюбив, малейшее замечание вызывало у меня слезы».

Робкий, застенчивый мальчик отличался недетской твёрдостью и независимостью мысли. Ему было 11 лет, когда он понял, что не может согласиться с одной из индийских традиций. Издавна в Индии существовало сословие неприкасаемых - людей, выполняющих самую грязную работу. Им запрещалось посещать индуистские храмы, пить воду из одного источника с кастовыми индусами. Они должны были носить на шее колокольчик, предупреждающий об их появлении. Неприкасаемость передавалась от родителей к детям, и покинуть это сословие было невозможно.

Как и всем индийским детям, родители запрещали Мохандасу общаться с неприкасаемыми. «Я, естественно, подчинялся, но возражал с улыбкой, что неприкасаемость не освящена религией и не может быть освящена. Я был очень послушным ребёнком, но, насколько позволяло мне почтение к родителям, вступал с ними в спор по этому поводу», - вспоминал Ганди. Через много лет именно он сумел убедить индийцев отказаться от этого жестокого предрассудка.

Подобные вдохновляющие истории из жизни замечательных людей, демонстрирующие приверженность истине, можно рассказывать ученикам на уроках в качестве основы для глубокой духовно-нравственной беседы.

— Не пытайся умом это понять, не получится. Вот ты говоришь, надо прикручивать свои знания в целостную концепцию, но нет, не получается, не получится прикрутить, оно не ляжет в систему, потому что сразу надо будет отсечь огромное количество деталей.

— Но в хаосе тоже есть какая-то система…

— Да, но ум — это инструмент, ну как молоток или отвёртка, например. Вот если бы молоток обладал всеми функциями всех инструментов всего мира, то это была бы какая-то фигня, а не молоток.

— Да, ружьё с удочкой.

— Да, молоток бы очень плохо выполнял свою основную функцию, потому что на нём ещё очень много других функций. Точно так же и наш ум он всегда единонаправлен, он всегда нас куда-то направляет. Это просто как инструмент, которым пользуется Высшее, некая Высшая сила и мы не можем познать больше, чем нужно в данный момент. Наш ум всегда ограничен той задачей, какую нам надо выполнять сейчас, в данный момент. Потом раз и наш ум направится в другую сторону, потом в третью сторону. И мы думаем, что мы выбрали сейчас идти туда, потом туда, потом туда. Нет! Через нас выражается некая Высшая сила и наш ум ограничен ровно настолько, чтобы выполнить функцию, которую он должен выполнить прямо сейчас. И пытаться вот этим, достаточно примитивным инструментом, познать Истину просто бессмысленно. Ведь он типа молотка, позвонить бабушке в Америку не получится по молотку.

— И еду не подогреешь.

— Да и еду не подогреешь. Наш ум он такой, он ограничен, мы думаем, что мы обладаем неким абсолютным инструментом, который способен на всё, нет, он способен только на то, подо что он заточен именно сейчас. Он может трансформироваться или расширяться, может сужаться, но никогда не станет абсолютным. Потому что в этом, проявленном мире, скажем так, ничто не может быть абсолютным.

— А можешь ещё слово "проявленный" пояснить, немного тему "проявленный мир" раскрыть. Кто, в общем, сдал в проявку этот мир, чтобы это всё хорошо напечаталось. Возможно, у меня действительно просто такой склад ума, что я всё пытаюсь понять головой.

— Проявленный мир — это то, что мы видим, можем ощутить можем воспринять, мир не проявленный — это то, что мы не можем не ощутить, не воспринять. Это для меня так, потому что ты найдёшь много концепций, что такое проявленный мир, не проявленный, что такое астральный мир и так далее, но не об этом речь.

Для меня есть некий не проявленный мир и проявленный мир.

— Интересно…

— Вот этот проявленный мир, его в принципе никто не сдавал в проявку, он проявился сам, можно сказать так. Он проявился с целью, эта цель моё восприятие, чисто субъективное, не скажу, что это нечто претендующее на истину. Для меня он проявился с целью игры, с целью некой попытки с одной стороны познания, а с другой с целью творчества. Наш мир — он постоянно творится. Он же усложняется всё время, он раньше был более простой, более примитивный и в каждый момент нашего познания мы создаём в мире новые детали.

— Вот она, проявка.

— На самом деле человек не состоял всегда из атомов, он состоял сначала из рук из ног там, потом он начал состоять из клеток. Тогда думали: вот есть некие клетки, которые составляют человека. И так и было, ведь человек состоял из клеток, вот спроси любого человека в те времена: из чего состоит человеческое тело, и он ответит: из клеток, а сейчас ответят из атомов, а дальше из нейтрино или там каких-нибудь ещё квантовых частиц.

Мы создаём эти частицы, мы думаем, что мы познаём что-то, до чего-то докапываемся, а мы каждый раз смотря в микроскоп, создаём новое , вот она проявка, вот оно творчество. Это как писать картину сначала общие мазки, а потом идёт какое-то уточнение, добавляются мелкие детали. И вот наш мир, проявленный есть это постоянное уточнение, вектор направлен именно в уточнение и детализацию мира и эта детализация не ведёт к какому-то другому смыслу кроме самой этой детализации, кроме как творчество, кроме как самовыражение. Это такое глобальное самовыражение.

— Хочешь, не хочешь, а самовыражаться будешь в любом случае.

— Да, весь мир самовыражается, понимаешь? Весь мир, его основа самовыражение и творчество, то есть Бога мы называем творцом не зря, он творит и мы его пальцы фактически, помогаем ему в этом творении. Это что касается проявленного мира.

А вот что такое мир не проявленный — это то, как я уже сказал, то, что нельзя увидеть нельзя, воспринять нельзя, услышать почувствовать и так далее, то есть его не существует.

— Это кстати вообще что-то такое неподъёмное, у меня, сейчас, мозги взорвутся.

— Хватит мозгами это понимать! Попробуй пропустить это глубже.

— Ну, что-то да происходит.

— Вот это и должно происходить. Пусть это происходит, замечательно. Умом это понять невозможно.

— Вот смотри, это очень крутая штука. Всё есть проявленный мир, и есть не проявленный мир и это одно мир, проявленный и мир не проявленный.

— Но ты можешь объяснить это только через двойственность?

— Да, абсолютно точно! Я не могу пояснить тебе это по-другому, потому что на самом деле это не нуждается в пояснении. Это уже так, потому что это уже есть и мы находимся внутри этого. Я не могу вывести тебя из этого и показать это снаружи, потому что я есть вот этот весь мир, я не могу выйти, потому что за пределами этого мира не существует ничего.

Смотри, следующая штука: истинен не проявленный мир. Не проявленный мир это есть Истина. Просто пока прими так. Истина есть ничто, так иногда говорят или Бог есть Ничто. Истина это не проявленный мир. Что же такое этот самый не проявленный мир — это тотальное ничто, то есть этого не существует, этого нет.

— Поэтому в этом проявленном мире нет ничего совершенного?

— Нет, подожди, не торопись. Этого не существует и это Истина. Этого не существует, а я, однако об этом говорю. Когда говорят "ничто" у людей, как правило, перед глазами встают какие-то картины: такого пространства, только чёрного, у меня так, по крайней мере, то есть тёмного некоего пространства. Но нет, не пространство! То есть это невозможно воспринять и невозможно представить!

— Абсолютное ничто.

— Абсолютное ничто, да! Мы туда погружаемся и понимаем: блин, так этого же нет! Этого не существует! Это невозможно представить или понять. И куда нас это направляет? Нас это направляет на всё. Понимаешь?

— Истина — ничто, этого не существует, соответственно истина — всё. Истина абсолютно всё.

— Нет опять же двойственности…

— Весь проявленный мир есть Истина, потому что Истина ничто, а ничто не существует — существует проявленный мир и это есть Истина.

Всё, чтобы не происходило, чтобы здесь не появлялось — всё абсолютная Истина. Листья деревья мысли ощущения в каждый момент времени. Не существует пространства: вот сейчас ложное, а потом будет истинное, всё погружено в эту Истину, всё растворенно в ней. Каждый момент времени и какие-то сомнения, и какие-то страхи всё здесь, всё Истина.

План урока «Самопознание»

Школа Дата Урок №25

Тема «В поисках истины» Ценность- истина

Качества- -скромность, честность, единство мысли, слова и дела,

Педагог- Мұсатай Т.Ә. Класс -6 Кол-во уч-ся-14

Цель: расширение у учащихся представлений о поисках истины через общечеловеческую ценность «истина»

Задачи:

Углубление представлений учащихся в познании истины,

Расширить представление учащихся, что есть «честность», «скромность», «единство мысли,слова и дела»;

Воспитание стремления к осмыслению истины.

примечание

Ход урока. 1.Орг.момент.

Позитивный настрой на свет.

Представьте, что свет начинает распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее, и видеть во всем хорошее. Все ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете … Свет внутри меня … Я есть Свет» Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной...... Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо!

2.Проверка домашнего задания.

Вопросы для обсуждения.

1. Для чего нужна истина?

2. Почему человек ищет истину?

3. Легко ли открыть истину? Почему?

4. Приходилось ли вам доказывать истину? Расскажите об этом.

5. Стремились ли вы к истине? Как?

Классическая

музыка

3 .Позитивное высказывание .

«Истина одна, но идти к ней можно разными путями. Каждый человек – есть Путь к Истине. Сколько людей – столько путей. Но самый кратчайший из них – путь сердца, любви и гармонии».

Лев Толстой

Вопросы для обсуждения.

Кто такой Л.Толстой?

Какие произведения вы знаете?

Какие пути использует человек в поисках истины?

Как вы понимаете выражение «сколько людей – столько путей»?

Какой самый короткий путь к истине?

4 .Рассказывание истории (беседа)

Поиск истины

Индийская притча

Один человек много лет искал Истину, пытался понять её смысл. Он поднимался высоко в горы, спускался глубоко в пропасти, пересекал океан и пустыни, но нигде не мог найти Истину.

Наконец поиск Истины привел человека в далёкую пещеру, в которой, по древним преданьям, находился колодец желаний. Собравшись с мыслями, он произнёс заветные слова и стал ждать. Колодец был очень глубоким, пришлось ждать несколько дней, пока из него пришёл ответ: "Иди обратно к людям, и там, на перекрёстке дорог, ты найдёшь то, что долго ищешь”.

Человек воспрянул духом от одной лишь возможности обрести долгожданную Истину и устремился обратно в путь. Добравшись до первого перекрёстка, по которому шли обычные люди по своим делам, он увидел три невзрачных лавчонки. В одной из них торговали деревянными заготовками, в другой – кусками металла, в третьей – ремнями и струнами. Человек расстроился, ведь к Истине всё это, на его взгляд, не имело никакого отношения.

Разочарованный, он удрученно отвернулся и побрёл на поиски Истины… Шли дни и месяцы, которые складывались в года, а человек всё искал Истину. Случай с колодцем желаний он уже забыл. Забыл и общение с людьми, и простые радости человеческой жизни, не замечал красоту земли, пока однажды, устав от бесконечных скитаний, он не услышал трепетную музыку, пробудившую в нём новую надежду. Человек, не раздумывая, отправился в ту сторону, откуда доносились завораживающие звуки прекрасной мелодии. И увидел музыканта, который, закрыв глаза, с упоением исполнял дивную мелодию на ситаре.

Эта мелодия привлекла внимание искателя Истины. Он вспомнил эти деревянные и металлические детали, из которых она была сделана, и струны, что под пальцами музыканта рождали волшебную мелодию – всё то, что продавалось в тех трёх лавочках на перекрёстке… И тогда к нему пришло озарение: Истина находится рядом – чтобы отыскать её, нужно суметь соединить в одно целое разные части, и тогда явится то, природа чего была скрыта от человека.

Человек понял: Истина – обретённые знания, которые помогают принести пользу людям. Она рождается там, где есть стремление человека обнаружить в разном нечто общее, связующее всё, где есть желание посвятить свои открытия всем людям.

Вопросы для обсуждения.

1.Какой ответ о поисках истины дал колодец желаний?

2.Какое озарение пришло к человеку,когда он услышал прекрасную мелодию?

3.Что понял человек, что есть Истина?

4.Как вы думаете,что есть Истина?

5. Творческая деятельность .

Прочитайте высказывания и определите, какие из них являются истиной.

Истиной веет ветер, истиной сияет солнце, истина – основание речи,

Древнеиндийская мудрость

·В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна.

Петрарка

· Истина так нежна, что чуть только отступил от неё, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.

Блез Паскаль

· Стремление к истине – единственное занятие, достойное героя.

Джордано Бруно

6.Групповое пение.

Песня «Есть только миг…»

Именно он называется жизнь.

Есть только миг - за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим.

Именно он называется жизнь.

Ресурсы: песня «Есть только миг…»

7. Домашнее задание .

Учитель предлагает учащимся выполнить задание 1 в тетради, где предусмотрена возможность осмыслить понятие «истина» через облачение своего понимания в словесную форму.

Задание 1

Сформулируйте ваше понимание истины, используя материал учебника и опорные слова: правда, искренность, честность, открытость, откровенность, подлинность, действительность, уверенность, совесть, чистота, доверие, мудрость, знание, сила.

8.Заключительная минутка тишины.

А теперь ребята наш урок подошел к концу. Тема нашего урока в поисках истины. Цитата «Истина одна, а идти к ней можно разными путями». Помните что кратчайший путь к познанию истины- путь сердца, любви и гармонии. Н е забывайте, что самое дорогое у вас –это родители, близкие.Старайтесь не огорчать, приносить им больше радости!

Слова учителя под классическую музыку

Призрачно все в этом мире бушующем.

Есть только миг - за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим.

Именно он называется жизнь.

Вечный покой сердце вряд ли обрадует.

Вечный покой для седых пирамид

А для звезды, что сорвалась и падает

Есть только миг - ослепительный миг.

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия.

Но не всегда по дороге мне с ним.

Чем дорожу, чем рискую на свете я -

Мигом одним - только мигом одним.

Счастье дано повстречать да беду еще

Есть только миг - за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим.

Именно он называется жизнь.

Вечный покой сердце вряд ли обрадует.

Вечный покой для седых пирамид

А для звезды, что сорвалась и падает

Есть только миг - ослепительный миг.

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия.

Но не всегда по дороге мне с ним.

Чем дорожу, чем рискую на свете я -

Мигом одним - только мигом одним.

Счастье дано повстречать да беду еще

Есть только миг - за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим.

Именно он называется жизнь.

Говорят, «истина сделает тебя свободным», и это так, поэтому путь к истине является также и путем к свободе – свободе от иллюзий жизни и последующих психологических страданий.

Почему путь к истине и свободе (просветлению) возможен только через самопознание? Давайте вначале рассмотрим вопрос, что такое самопознание.

Самопознание – это работа над собой в попытке понять, кто я есть на самом деле. Являюсь ли я телом? Или умом? Или духом/душой? Или чем-то еще? Или ничем вообще? Кто я на самом деле?

Человек склонен уделять внимание внешнему, искать что-то снаружи, а не внутри себя, и что же он хочет найти? Какое-то удовлетворение, счастье, свободу, спокойствие, блаженство? Не сводятся ли все материальные желания и действия именно к этому? Но что человек находит благодаря поиску вовне? Он находит чередующиеся удовольствия и страдания. Именно поэтому, купив новую машину/квартиру/дачу, заняв высокооплачиваемую должность, имея влиятельных друзей, человек по-прежнему внутренне неудовлетворен, и его поиск продолжается. В какой-то момент человек понимает, что, так как поиски снаружи уже столько раз не дали ожидаемого результата, то, видимо, искать снаружи и дальше – бесполезно. Становится очевидным, что истинное искомое невозможно найти за счет внешней деятельности. И тогда поиск может повернуться вовнутрь, что является переломной точкой в жизни человека - начинается самопознание, путь к истине.

Поначалу человек может искать истину в священных писаниях, или не совсем священных и не совсем писаниях, он может перечитать кучу книг, посетить множество семинаров, перепробовать десятки практик любой направленности. И рано или поздно он приходит к ключевому вопросу – а кто, собственно, я? Начинается путь самопознания.

На пути к истине вы можете найти множество инструментов и методов самопознания – различные упражнения, техники, практики, и даже просто чтение литературы. В самопознании человек проходит через какую-то последовательность концепций, каждая из которых в какой-то момент может казаться самой правильной, а затем неизменно заменяется другой. Смена концепций происходит до тех пор, пока не произойдет окончательное самопознание, и тогда все концепции видятся просто как концепции, а не как истина.

Можно сказать, что конец пути самопознания – это исчезновение концепций о себе (отождествлений, убеждений и других иллюзий), а также желаний и страданий любого рода, возникающих на базе этого.

Самопознание – это и есть познание истины, обретение свободы, достижение единства, единение с Богом, или как там еще называют это явление. Путь к истине может занять много времени, или не очень, или произойти мгновенно и неожиданно. Но, совершенно однозначно, если поиск начался, у вас нет шансов – самопознание произойдет. Та сила, которая заставила вас обратиться в поиске внутрь себя, свое дело до конца доведет.

10.11.2011 14733 1803

Цель: содействовать формированию у учащихся мотивов к поиску истины как важной ценности в познании себя и окружающего мира.

Задачи :

Расширение субъективного опыта учащихся в познании истины;

Развитие умения учащихся понимать значимость поиска истины для становления и развития человека;

Воспитание стремления к осмыслению истины.

Ресурсы: аудиозапись органного произведения из музыкаль ­ ного наследия немецкого композитора Людвига ван Бетховена (на выбор учителя).

Круг радости

Будем как солнце

К онстантин Бальмонт

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце и синий

кругозор,

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце и выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море

и пышный цвет долин.

Я заключил миры, в едином взоре, я властелин …

Беседа

Учитель предлагает ученикам подумать над вопросами, представленными в рубрике учебника "Размышляем, беседуем”. Цель беседы – выявление субъективного опыта учащихся в понимании смысла понятия «истина» и создание предпосылок для углубленного представления о ней.

1. Для чего нужна истина?

2. Почему человек ищет истину?

3. Легко ли открыть истину? Почему?

4. Приходилось ли вам доказывать истину? Расскажите об этом.

5. Стремились ли вы к истине? Как?

Вопросы направлены на актуализацию субъективного опыта познания истины учащимися, на осмысление ими своего опыта поиска истины через процесс познания себя и мира. На первый взгляд простые, но по сути своей сложные вопросы могут остаться без исчерпывающего ответа. Однако учитель наводящими вопросами может направлять рассуждения учащихся и подвести их к мысли о том, что истина кроется в привычных для нас процессах и предметах. Рассуждения учеников позволяют сделать вывод о том, что понятие "истина” рассматривается с точки зрения познания человеком своего предназначения, стремления к самосовершенствованию.

Чтение

Рассуждения учеников следует подвести к мысли о том, что поиски истины приводят человека к осмыслению им своей жизни, поступков, желаний, стремлений. Учащимся важно понять, что поиск истины позволяет понять суть привычных явлений, постижение которых озаряет человека, наполняет смыслом его жизнь.

Поиск истины

Индийская притча

Один человек много лет искал Истину, пытался понять её смысл. Он поднимался высоко в горы, спускался глубоко в пропасти, пересекал океан и пустыни, но нигде не мог найти Истину.

Наконец поиск Истины привел человека в далёкую пещеру, в которой, по древним преданьям, находился колодец желаний. Собравшись с мыслями, он произнёс заветные слова и стал ждать. Колодец был очень глубоким, пришлось ждать несколько дней, пока из него пришёл ответ: "Иди обратно к людям, и там, на перекрёстке дорог, ты найдёшь то, что долго ищешь”.

Человек воспрянул духом от одной лишь возможности обрести долгожданную Истину и устремился обратно в путь. Добравшись до первого перекрёстка, по которому шли обычные люди по своим делам, он увидел три невзрачных лавчонки. В одной из них торговали деревянными заготовками, в другой – кусками металла, в третьей – ремнями и струнами. Человек расстроился, ведь к Истине всё это, на его взгляд, не имело никакого отношения.

Разочарованный, он удрученно отвернулся и побрёл на поиски Истины… Шли дни и месяцы, которые складывались в года, а человек всё искал Истину. Случай с колодцем желаний он уже забыл. Забыл и общение с людьми, и простые радости человеческой жизни, не замечал красоту земли, пока однажды, устав от бесконечных скитаний, он не услышал трепетную музыку, пробудившую в нём новую надежду. Человек, не раздумывая, отправился в ту сторону, откуда доносились завораживающие звуки прекрасной мелодии. И увидел музыканта, который, закрыв глаза, с упоением исполнял дивную мелодию на ситаре.

Эта мелодия привлекла внимание искателя Истины. Он вспомнил эти деревянные и металлические детали, из которых она была сделана, и струны, что под пальцами музыканта рождали волшебную мелодию – всё то, что продавалось в тех трёх лавочках на перекрёстке… И тогда к нему пришло озарение: Истина находится рядом – чтобы отыскать её, нужно суметь соединить в одно целое разные части, и тогда явится то, природа чего была скрыта от человека.

Человек понял: Истина – обретённые знания, которые помогают принести пользу людям. Она рождается там, где есть стремление человека обнаружить в разном нечто общее, связующее всё, где есть желание посвятить свои открытия всем людям.

1. Как человек постиг Истину?

2. Что есть Истина?

3. В чём смысл притчи?

Наедине с собой

Данный методический приём необходим для осмысления учащимися учебного материала, раскрывающего суть понятия "истина”.

После соответствующей устной установки учителем вклю­чается аудиозапись органного произведения из музыкального наследия немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

Задание

Учитель предлагает учащимся выполнить задание 1 в тетради, где предусмотрена возможность осмыслить понятие «истина» через облачение своего понимания в словесную форму.

Задание 1

Сформулируйте ваше понимание истины, используя материал учебника и опорные слова: правда, искренность, честность, открытость, откровенность, подлинность, действительность, уверенность, совесть, чистота, доверие, мудрость, знание, сила.

Учебная информация

Учитель переходит к рубрике учебника "Узнаём новое”. Один из учеников читает учебную информацию этой рубрики.

Данная учебная информация подытоживает, систематизирует в лаконичной форме имеющиеся у учащихся представления об истине и приобретенные в ходе урока знания о ней. Учитель обращает внимание на понятие «ценности», которое является ключом к постижению истины.

Познавая суть существующей действительности в окружающем нас мире, человек находится в поисках истины. Знание истины помогает человеку понять своё предназначение, различать добро и зло, созидать благо себе и другим, жить в согласии с собой и миром.

Стремление человека к истине – это путь к самосовершенствованию, сотворению красоты в себе и окружающем мире.

Такие ценности, как любовь, добро и справедливость, являются ключом к постижению истины человеком.

Цитата урока

Учитель предлагает ученикам ознакомиться с цитатой урока и поразмышлять над смыслом изречения Л.Толстого.

Истина одна, но идти к ней можно разными путями. Каждый человек – есть Путь к Истине. Сколько людей – столько путей. Но самый кратчайший из них – путь сердца, любви и гармонии.

Лев Толстой

· Поясните смысл изречения.

Размышления учащихся над сутью изречения будет содействовать пониманию и принятию к руководству главной мысли о том, что каждый человек имеет свой путь к истине, который и определяет смысл его жизни.

Рассуждения учеников следует привести к осознанию ими идеи о том, что каждый из них, как и любой человек, способен найти свой путь к истине если руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями.

Творческая деятельность

Данное задание призвано помочь не только осознанию учениками значения истины в жизни человека, но систематизации приобретенных знаний об истине, интеграции их со своими представлениями и выстраивании приемлемой для себя логики ключевых мыслей.

В процессе работы и представления её итогов учащимися учитель привлекает всех к дискуссии, комментированию суждений и корректированию высказанных рассуждений.

Прочитайте высказывания и определите, какие из них являются истиной.

· Истиной веет ветер, истиной сияет солнце, истина – основание речи, всё основано на истине.

Древнеиндийская мудрость

· В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна.

Петрарка

· Истина так нежна, что чуть только отступил от неё, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.

Блез Паскаль

· Стремление к истине – единственное занятие, дос­тойное героя.

Джордано Бруно

Резюме

Первый урок по теме «В поиске истины» можно закончить рассуждением о влиянии стремления к поиску истины на развитие внутреннего мира каждого человека, поскольку именно осознание ценности истины человеком является отправной точкой его саморазвития, самоактуализации.

Круг «От сердца к сердцу»

Для завершения урока можно использовать слова Халиля Джебрана:

Пускай на всем, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Статьи по теме