Биография. Лев Львович Шестаков: биография Шишкин Александр Павлович

Шестаков Лев Львович

Командир одного из лучших полков в истории советских ВВС, человек исключительной энергии и яркой педагогической одаренности, Л. Шестаков был примером при выполнении боевого задания, строгим и неутомимым командиром в летной, огневой и тактической подготовке, веселым и неистощимым на выдумки товарищем вне служебной обстановки. «Летает как бог», - говорили о нем товарищи, это определение стало главным залогом авторитета летчика. Его врожденное летное мастерство было замечено еще в летной школе, позднее командиры отмечали его завидную целеустремленность: «все узнать и всем овладеть, что касалось боевого применения и эффективного использования самолета истребителя». Позднее, во время Великой Отечественной, от внимания высшего командования не ускользнула его хватка: в июле 1942 г. на Сталинградском направлении его полк становится специальным, особого подчинения истребительным полком 8-й ВА. Полк был пополнен сильными летчиками, имевшими на счету более пяти сбитых, перевооружен на новые, официально считавшиеся лучшими, советские истребители Як-1. Под Сталинградом, сражаясь на ЛаГГ-3, а позднее на Як-1, летчики 9-го гиап уничтожили в воздухе около сотни самолетов противника. Наряду с 32-м гиап (434-й иап) полк стал самым результативным истребительным полком Сталинградской битвы… В конце лета 1943 т. Шестаков был назначен заместителем командира 6-й гиад, но, тяготясь штабной работой, вскоре принял 19-й гиап, подчиняющийся непосредственно главному маршалу авиации А. Новикову. Полки, возглавляемые Шестаковым, были среди лучших в советских ВВС, летчики их уничтожили в воздушных боях более 1000 неприятельских самолетов: 9-й гиап - 558, а 176-й гиап - 445.

А. Шестаков родился 28 декабря 1915 г. в поселке Авдеевка (ныне город Екатеринославской губернии) в семье железнодорожного служащего. В 1930 г. он поступил в школу ФЗУ при железнодорожном депо Авдеевка, после окончания которой работал на станции Ясиноватая и вскоре был принят в Днепропетровский институт инженеров же-лезнодорожного транспорта. Однако юноша мечтал о небе и, получив комсомольскую путевку, 8 августа 1934 г. Лев Шестаков стал курсантом Ворошиловградской (11-й) военной авиационной школы.

Отлично закончив школу в 1935 г., старшина Шестаков был назначен во 2-ю истребительную эскадрилью. В середине 1937 г. лейтенант Шестаков прибыл в Испанию, где за полгода выполнил 150 боевых вылетов на И-16, в 90 воздушных боях сбил 8 самолетов противника лично. 31 самолет сбила эскадрилья, в которой он воевал. Наряду с А. Серовым и В. Бобровым Шестаков был самым результативным из летчиков ВВС РККА, сражавшихся в Испании. За бои под Сарагоссой на Теруэльском фронте и под Арагоном он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

В сентябре 1939 г. капитан Шестаков был назначен помощником командира вновь формируемого 69-го иап. С началом войны он стал главным организатором боевой работы полка, а 16 июля сменил на посту командира полка А. Марьинского. Уже в первые дни, созвонившись с телефонисткой на станции Раздельная под Одессой, он попросил ее передавать все, что она узнает о налетах на Одессу со стороны этой станции, организовав таким образом нечто вроде дополнительного поста ВНОС. Он принял самое деятельное участие в дооборудовании «ишачков» балками под реактивные снаряды. Лично возглавлял штурмовки неприятельских позиций, в том числе особенно успешную штурмовку аэродромов в Бадене и Зельцах 22 сентября 1941 г., когда на земле был уничтожен 21 самолет противника… 10 сентября 1941 г. «за героизм и мужество», 3 лично сбитых и 8 самолетов противника, уничтоженных в группе под его командованием, майор Шестаков был представлен к званию Героя. Уже к тому времени он апробировал несколько широко распространенных впоследствии тактических приемов: и бой на вертикали, и ярусное расположение групп самолетов - этажерку, и атаки из облачности, и превращение истребителя в истребитель-бомбардировщик. Участвуя в обороне Одессы, летчики 69-го иап (позднее 9 гиап) сбили в воздухе 94 самолета - такого счета не имел в то время ни один полк. Именно в то время у летчиков 69-го иап появилось новое имя - «шестаковцы».

После перевооружения на ЛаГГ-3 полк был направлен на Сталинградское направление. Здесь Лев Львович в короткие сроки выработал рекомендации по боевому применению этой сложной машины, существенно повысившие их эффективность и снизившие потери. Личным примером он утверждал веру в новый самолет, только в июле 1942 г. сбив 3 Ю-88 и Ме-109. В сентябре полк вновь был выведен с фронта и перевооружен на Як-1. Под Сталинградом Шестаков участвует в боях почти ежедневно, доводит число личных побед до 11. 10 января 1943 г., сбив Ме-109, был сбит, ранен в голову и лопатку. Посадив «як» в поле, едва успел выскочить из кабины, как его самолет был разнесен в щепы пушечной очередью с «мессера».

Очень внимательно Шестаков относился к методической работе, к осмыслению накопленного боевого опыта. Неоднократно выступал на фронтовых совещаниях и конференциях с яркими, запоминающимися докладами.

15 августа 1943 г., когда летчики полка освоили новую для них «Аэрокобру», Лев Львович, собрав полк, продемонстрировал вывод «Кобры» из казавшегося для нее страшным плоского штопора В конце лета 1943 г. он был назначен заместителем командира 6-й гиад. Через некоторое время его вызвал командующий ВВС маршал авиации Новиков и предложил приступить к формированию на основе 19-ю иап особого, отдельного подчинения, полка «охотников»…

Вновь организационная работа, вновь переучивание, теперь на Ла-7, и 4 марта 1944 г. полк вернулся к боевой работе на Западной Украине в Проскурово-Черновицкой наступательной операции. 12 марта в районе села Давидковцы Хмельницкой области во главе шестерки истребителей он атаковал большую группу пикирующих бомбардировщиков Ю-87, мастерской атакой сбил один самолет и, сблизившись до 20-30 метров, открыл сзади - снизу огонь по другому. От его попаданий неприятельский бомбардировщик взорвался - по-видимому, сдетонировали бомбы, самолет Шестакова был поврежден, потерял управление, летчик покинул машину на малой высоте и погиб.

Это была тяжелая утрата для страны; в его лице ВВС потеряли талантливейшего командира, обещавшего в будущем стать авиационным полководцем самого высокого ранга.

Гвардии полковник Шестаков в небе Испании и над родной землей провел более 600 боевых вылетов, 130 воздушных боев, сбил лично 29 и в группе 45 самолетов противника. Сын прославленного аса, тоже Лев Львович, пошел по стопам отца, был военным летчиком, летал на реактивных машинах.

Герой Советского Союза (10.2.42). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст.

Из книги Путь к Большой Земле автора Марков Сергей Николаевич

КАЗАК АФАНАСИЙ ШЕСТАКОВ Искатель «Апоньского государства» дружил с Афанасием Шестаковым. Этот казак известен нам с 1714 года, с тех пор, как упоминался в числе служилых Якутска. Где он впервые встретился с Козыревским - неизвестно.С легкой руки историка Камчатки А.

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ НАРЫШКИН (1694-1746) Государственный деятель, двоюродный брат Петра I. Род Нарышкиных получил известность в XVII веке, благодаря родству с царским домом. До того времени Нарышкины были малоизвестны, хотя их дворянский род был древним. По одной из существующих

Из книги 100 знаменитых ученых автора Скляренко Валентина Марковна

ЧЕБЫШЕВ ПАФНУТИЙ ЛЬВОВИЧ (1821 г. – 1894 г.) Пафнутий Чебышев родился 14 (26) мая 1821 года в селе Окатово, Калужской губернии в дворянской семье. Его отец, Лев Павлович, ветеран войны 1812 года, после завершения военной карьеры поселился в небольшом семейном имении. Неподалеку от

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

Пафнутий Львович Чебышев (1821–1894) Многочисленные научные труды почти во всех областях математики и прикладной механики прославили П. Л. Чебышева как одного из величайших представителей математической мысли. Его идеи, несмотря на то что более ста лет прошло со дня

автора

Кричевский Давид Львович (1892–1942) Давид Львович Кричевский окончил Академию художеств в Ленинграде. Работал в соавторстве с архитектором А.И. Гегелло. К зданиям, построенным им в Ленинграде, относятся: Выборгский Дворец культуры (1925–1927 гг., соавтор А.И. Гегелло), Дом

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Лишневский Александр Львович (1868–1942) Родился в Херсоне. В 1892 году окончил Петербургскую академию художеств. За время учебы получил за различные проекты малую серебряную медаль (1891 г.), большую серебряную (1892 г.) и малую золотую медаль за программу «Гостиница для

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Король Юрій Львович Із щасливо збреженої печатки Юрія Львовича переконуємося, що по смерти Льва й Мстислава Даниловичів, усі галицько-волинські землі опинилися в руках того князя, що титулує себе «королем Руси й князем Володимирії». Столицю держави переніс Юрій до

автора Штутман Самуил Маркович

ТРИШАТНЫЙ Александр Львович (2 (18?).10.1785–06.05.1852) командующий Отдельным корпусом внутренней стражи, инспектор резервной пехоты (25.03.1843–21.02.1847)генерал-майор (1827)генерал-лейтенант (1835) Происходил из дворян Черниговской губернии. Родовое имение находилось в Стародубском уезде,

Из книги Внутренние войска. История в лицах автора Штутман Самуил Маркович

ПУПКО Самуил Львович (1881–1933) начальник Управления конвойной стражи войск ГПУ (7–16 октября 1922 г.)командир корпуса конвойной стражи войск ГПУ (16 октября - декабрь (?) 1922 г.) Родился в караимской семье в г. Фридрихштадте Курляндской губернии (после 1917 г. - г. Яунелгава в

Из книги Земной круг автора Марков Сергей Николаевич

Казак Афанасий Шестаков Искатель «Апоньского государства» дружил с Афанасием Шестаковым. Этот казак известен нам с 1714 года, с тех пор, как упоминался в числе служилых Якутска. Где он впервые встретился с Козыревским - неизвестно.С легкой руки историка Камчатки

Родился 28 декабря 1915 года в поселке Авдеевка, ныне город Ясиноватского горсовета Донецкой области (Украина), в семье рабочего-железнодорожника. Русский. Окончил 6 классов, школу ФЗО. Работал слесарем-инструментальщиком в железнодорожном депо станции Авдеевка. Учился в Днепропетровском институте инженеров дорожного транспорта, но прервал учебу в нем ради желания стать летчиком.
Стал служить в Красной Армии с августа 1934 года.
Окончил 2-ю Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
В звании лейтенанта служил в качестве младшего лётчика в 36-й истребительной авиационной бригаде Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 августа 1937 года по 25 апреля 1938 года, был пилотом, а затем командиром звена истребителей И-16.
Всего в Испании произвел более 100 боевых вылетов, участвовал в 36 воздушных боях, лично сбил 2 истребителя (Ме-109 и Фиат-32) и в паре с другим летчиком 1 Ме-109.
По другим данным совершил 150 боевых вылетов, участвовал в 98 воздушных боях, сбил 39 самолетов (8 лично и 31 в группе), но это маловероятно.
После возвращения из Испании служил сначала помощником командира эскадрильи в Киевском военном округе, а затем командиром отдельной эскадрильей под Ростовом в составе Северо-Кавказского военного округа.
В 1941 году ему было присвоено воинское звание «майор».
С 1941 года был заместителем командира 69-го истребительного авиационного полка Одесского военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года. В июле был назначен командиром 69-го истребительного авиационного полка (в марте 1942 года был преобразован в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк). Защищая Одессу, лично сбил 2 самолета и ещё 8 самолетов сбил в составе группы.
Участвовал в Харьковской операции и Сталинградской битве.

«…Боевая характеристика на командира 9-го гвардейского Краснознаменного Одесского истребительного полка 268-й ИАД 8-й воздушной армии Сталинградского фронта подполковника Шестакова Льва Львовича.
В должности - с августа 1941 года.
Приказ о назначении - от 10.8.1941 г.
На Сталинградском фронте - с августа 1942 г.
Ранений и контузий не имеет.
Награжден орденами Ленина, двумя - Красного Знамени, Герой Советского Союза.
Летает на самолетах: УТИ-1, УТИ-4, И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7.
Имеет 210 боевых вылетов, 183 часа налета.
С начала войны лично сбил 15 самолетов противника. Тов. Шестаков за время пребывания в дивизии проявил себя требовательным, грамотным командиром полка. Летать любит, систематически выполняет боевые задания, в результате чего приобрел большой авторитет и любовь у всего личного состава. В 1941 году возглавляемый им полк героически защищал Одессу, произвел 6608 боевых вылетов, сбив 94 вражеских самолета.
В полку награждено 181 человек, воспитано двенадцать Героев Советского Союза.
Сам Шестаков в воздушных боях старается навязать врагу свою инициативу, проявляя при этом мужество и храбрость, личным примером прививал эти качества своим подчиненным. На Сталинградском фронте умело организует боевую работу полка, что дает высокую эффективность борьбы с противником.
Каждый воздушный бой тов. Шестаков подвергает тщательному анализу, благодаря чему летчики постоянно совершенствуют свою выучку. В полку тщательно изучается накапливаемый боевой опыт, из которого извлекаются тактические выводы.
На Сталинградском фронте полком сбито 54 самолета. Произведено 738 боевых вылетов. Л. Л. Шестаков, совершив 31 боевой вылет, уничтожил 6 самолетов.
Тов. Шестаков - отличный, смелый и решительный летчик, умелый командир, беззаветно преданный своей Социалистической Родине.
Командир 268 ИАД
Полковник Сиднев.
31 декабря 1942 года…»
(Из боевой характеристики Л. Л. Шестакова)

В одном из боев 10 января 1943 года в районе Котельниково был сбит. Посадив горящий самолет на фюзеляж в поле, успел благополучно выбраться из него и не пострадал.
В 1943 году ему было присвоено воинское звание «подполковник».
В августе 1943 года он сначала был назначен заместителем командира 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, а затем командиром 19-го истребительного авиационного полка. Участвовал в освобождении Украины.
В 1944 году ему было присвоено воинское звание «полковник».
Всего во время Великой Отечественной войны произвел около 450 боевых вылетов, участвовал в 65 штурмовках, провел около 100 воздушных боях, сбил 19 самолетов (15 лично и 4 в составе группы). По другим данным, сбил 24 самолета (16 лично и 8 в группе).
Летал на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Як-7, Ла-5.
Погиб 13 марта 1944 года. В тот день он, в составе шестерки истребителей вёл воздушный бой с группой немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87 и истребителей Ме-109 в районе города Проскуров (ныне Хмельницкий). В бою сбил Ме-109 немецкого аса кавалера Рыцарского креста обер-фельдфебеля Ганса Даммерса, имевшего 113 воздушных побед. Немецкий самолет взорвался, но взрывной волной истребитель Шестакова был поврежден и упал в овраг у села Давыдковцы Хмельницкого района Хмельницкой области. Погибший летчик был найден только в мае, когда растаял снег в глубоком овраге, и был похоронен в братской могиле в городе Хмельницкий (Украина).
15 апреля 1966 года был зачислен навечно в списки воинской части.

Список известных воздушных побед Л. Л. Шестакова:
00.08.1937 1/2 Ме-109 Испания в паре
22.12.1937 1 Фиат-32 Теруэль лично
00.12.1937 1 Ме-109 Теруэль лично
24.06.1941 1/гр. Ю-88 Спартаковка в составе группы
09.08.1941 1 ПЗЛ-24 Одесса лично
14.08.1941 1 Ме-109 Аккерман лично
27.08.1941 1/гр. Ме-109 Фрейденталь в составе группы
02.09.1941 2/гр. Ме-109 Красный Переселенец в составе группы
02.09.1941 1/гр. ПЗЛ-24 Красный Переселенец в составе группы
22.06.1942 1 Хе-111 Верхний Бурлук лично
22.06.1942 1 Ме-110 Ново-Николаевка лично
12.07.1942 1 Ю-88 Медовая лично
30.07.1942 1 Ме-109 Остров лично
01.08.1942 1 Ме-109 зап. Бориславский лично
12.12.1942 1 Ю-86 Зеты лично
19.12.1942 1 Ю-52 юго-зап. Васильевка лично
19.12.1942 1 Ю-52 Верхне-Кумский лично
29.12.1942 1 Ю-52 Басаргино лично
12.05.1943 1 Ю-52 сев.-вост. Малый Янислав лично
21.07.1943 1 Хе-111 сев.-вост. Дмитриевка лично
11.02.1944 1 ФВ-190 Нападовка лично
13.03.1944 1 Ю-87* сев.-вост. Проскуров лично
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 года, за мужество и отвагу, Льву Львовичу Шестакову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 988).
Награжден орденом Ленина (14.11.1938), двумя орденами Красного Знамени (2.3.1938, 5.11.1941), орденом Отечественной войны 1-й степени (26.1.1943), медалями «За оборону Одессы» (1942) и «За оборону Сталинграда» (1942).

Примечание:
* Официально считается, что Шестаков сбил пикирующий бомбардировщик Ю-87. Существует также легенда, что пилотом этого пикировщика был кавалер Рыцарского креста полковник Курт Ренер, с которым Шестаков, якобы, лично встречался еще в Испании. Однако среди асов Люфтваффе не было летчика с таким именем. И всё это - не более, чем красивая история, придуманная известным советским летчиком дважды Героем Советского Союза В. Д. Лавриненко, которую он рассказал на страницах своей книги о Шестакове «Сокол-1». А по результатам новейших исследований установлено, что в своем последнем бою Шестаков сбил не Ю-87, а истребитель Ме-109 немецкого аса обер-фельдфебеля Ганса Даммерса.

Командир одного из лучших полков в истории советских ВВС, человек исключительной энергии и яркой педагогической одаренности, Л. Шестаков был примером при выполнении боевого задания, строгим и неутомимым командиром в летной, огневой и тактической подготовке, веселым и неистощимым на выдумки товарищем вне служебной обстановки. «Летает как бог», - говорили о нем товарищи, это определение стало главным залогом авторитета летчика. Его врожденное летное мастерство было замечено еще в летной школе, позднее командиры отмечали его завидную целеустремленность: «все узнать и всем овладеть, что касалось боевого применения и эффективного использования самолета истребителя». Позднее, во время Великой Отечественной, от внимания высшего командования не ускользнула его хватка: в июле 1942 г. на Сталинградском направлении его полк становится специальным, особого подчинения истребительным полком 8-й ВА. Полк был пополнен сильными летчиками, имевшими на счету более пяти сбитых, перевооружен на новые, официально считавшиеся лучшими, советские истребители Як-1. Под Сталинградом, сражаясь на ЛаГГ-3, а позднее на Як-1, летчики 9-го гиап уничтожили в воздухе около сотни самолетов противника. Наряду с 32-м гиап (434-й иап) полк стал самым результативным истребительным полком Сталинградской битвы… В конце лета 1943 т. Шестаков был назначен заместителем командира 6-й гиад, но, тяготясь штабной работой, вскоре принял 19-й гиап, подчиняющийся непосредственно главному маршалу авиации А. Новикову. Полки, возглавляемые Шестаковым, были среди лучших в советских ВВС, летчики их уничтожили в воздушных боях более 1000 неприятельских самолетов: 9-й гиап - 558, а 176-й гиап - 445.

А. Шестаков родился 28 декабря 1915 г. в поселке Авдеевка (ныне город Екатеринославской губернии) в семье железнодорожного служащего. В 1930 г. он поступил в школу ФЗУ при железнодорожном депо Авдеевка, после окончания которой работал на станции Ясиноватая и вскоре был принят в Днепропетровский институт инженеров же-лезнодорожного транспорта. Однако юноша мечтал о небе и, получив комсомольскую путевку, 8 августа 1934 г. Лев Шестаков стал курсантом Ворошиловградской (11-й) военной авиационной школы.

Отлично закончив школу в 1935 г., старшина Шестаков был назначен во 2-ю истребительную эскадрилью. В середине 1937 г. лейтенант Шестаков прибыл в Испанию, где за полгода выполнил 150 боевых вылетов на И-16, в 90 воздушных боях сбил 8 самолетов противника лично. 31 самолет сбила эскадрилья, в которой он воевал. Наряду с А. Серовым и В. Бобровым Шестаков был самым результативным из летчиков ВВС РККА, сражавшихся в Испании. За бои под Сарагоссой на Теруэльском фронте и под Арагоном он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

В сентябре 1939 г. капитан Шестаков был назначен помощником командира вновь формируемого 69-го иап. С началом войны он стал главным организатором боевой работы полка, а 16 июля сменил на посту командира полка А. Марьинского. Уже в первые дни, созвонившись с телефонисткой на станции Раздельная под Одессой, он попросил ее передавать все, что она узнает о налетах на Одессу со стороны этой станции, организовав таким образом нечто вроде дополнительного поста ВНОС. Он принял самое деятельное участие в дооборудовании «ишачков» балками под реактивные снаряды. Лично возглавлял штурмовки неприятельских позиций, в том числе особенно успешную штурмовку аэродромов в Бадене и Зельцах 22 сентября 1941 г., когда на земле был уничтожен 21 самолет противника… 10 сентября 1941 г. «за героизм и мужество», 3 лично сбитых и 8 самолетов противника, уничтоженных в группе под его командованием, майор Шестаков был представлен к званию Героя. Уже к тому времени он апробировал несколько широко распространенных впоследствии тактических приемов: и бой на вертикали, и ярусное расположение групп самолетов - этажерку, и атаки из облачности, и превращение истребителя в истребитель-бомбардировщик. Участвуя в обороне Одессы, летчики 69-го иап (позднее 9 гиап) сбили в воздухе 94 самолета - такого счета не имел в то время ни один полк. Именно в то время у летчиков 69-го иап появилось новое имя - «шестаковцы».

После перевооружения на ЛаГГ-3 полк был направлен на Сталинградское направление. Здесь Лев Львович в короткие сроки выработал рекомендации по боевому применению этой сложной машины, существенно повысившие их эффективность и снизившие потери. Личным примером он утверждал веру в новый самолет, только в июле 1942 г. сбив 3 Ю-88 и Ме-109. В сентябре полк вновь был выведен с фронта и перевооружен на Як-1. Под Сталинградом Шестаков участвует в боях почти ежедневно, доводит число личных побед до 11. 10 января 1943 г., сбив Ме-109, был сбит, ранен в голову и лопатку. Посадив «як» в поле, едва успел выскочить из кабины, как его самолет был разнесен в щепы пушечной очередью с «мессера».

Очень внимательно Шестаков относился к методической работе, к осмыслению накопленного боевого опыта. Неоднократно выступал на фронтовых совещаниях и конференциях с яркими, запоминающимися докладами.

15 августа 1943 г., когда летчики полка освоили новую для них «Аэрокобру», Лев Львович, собрав полк, продемонстрировал вывод «Кобры» из казавшегося для нее страшным плоского штопора В конце лета 1943 г. он был назначен заместителем командира 6-й гиад. Через некоторое время его вызвал командующий ВВС маршал авиации Новиков и предложил приступить к формированию на основе 19-ю иап особого, отдельного подчинения, полка «охотников»…

Вновь организационная работа, вновь переучивание, теперь на Ла-7, и 4 марта 1944 г. полк вернулся к боевой работе на Западной Украине в Проскурово-Черновицкой наступательной операции. 12 марта в районе села Давидковцы Хмельницкой области во главе шестерки истребителей он атаковал большую группу пикирующих бомбардировщиков Ю-87, мастерской атакой сбил один самолет и, сблизившись до 20-30 метров, открыл сзади - снизу огонь по другому. От его попаданий неприятельский бомбардировщик взорвался - по-видимому, сдетонировали бомбы, самолет Шестакова был поврежден, потерял управление, летчик покинул машину на малой высоте и погиб.

Это была тяжелая утрата для страны; в его лице ВВС потеряли талантливейшего командира, обещавшего в будущем стать авиационным полководцем самого высокого ранга.

Гвардии полковник Шестаков в небе Испании и над родной землей провел более 600 боевых вылетов, 130 воздушных боев, сбил лично 29 и в группе 45 самолетов противника. Сын прославленного аса, тоже Лев Львович, пошел по стопам отца, был военным летчиком, летал на реактивных машинах.

Лев Львович Шестаков родился 28 декабря 1915 года в Авдеевке, ныне город в Донецкой области, в семье рабочего. Русский.

Окончил 6 классов, фабрично-заводское училище (ФЗУ). Работал слесарем-инструментальщиком в железнодорожном депо станции Авдеевка. Учился в Днепропетровском институте инженеров железнодорожного транспорта. Учась в институте, поступил в Днепропетровский аэроклуб. Член ВКП(б).

В Советской Армии с 1934 года. Окончил военно-авиационную школу пилотов в городе Луганск , это была 11-я Ворошиловградская школа пилотов. С 1935 служил во второй истребительной эскадрилье под Киевом .

Участник Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. В воздушных боях уничтожил 8 самолётов противника лично и более 30 в группе с товарищами, за что был награждён орденами Ленина и Красного Знамени. По возвращении на родину, служил командиром истребительной эскадрильи в Ростове-на Дону .

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир 69-го истребительного авиациационного полка (Отдельная Приморская армия) майор Шестаков, проявляя отвагу и мужество, умело руководил боевой деятельностью полка. При обороне Одессы к сентябрю 1941 лично сбил 3 вражеских самолета и 8 самолётов в групповом бою. Кроме того, на дооборудованных истребителях «И-16» проводил штурмовку войск противника, сбрасывая на него авиабомбы и обстреливая реактивными снарядами. 21 сентября 1941 года во время штурмовки вражеского аэродрома на земле был уничтожен 21 самолёт противника. За время обороны Одессы полк Шестакова совершил 6600 боевых вылетов, провёл 575 воздушных боёв, 3500 штурмовок, уничтожил 124 вражеских самолёта, не считая огромного урона, который он нанёс противнику в живой силе и технике на земле.

В июле 1942 был назначен командиром особого истребительного полка на Сталинградском направлении, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе (9-й ГИАП). В полк направлялись лётчики, одержавшие не менее 5 воздушных побед.

«Спец-полк» под командованием Шестакова сбил около сотни вражеских самолётов и стал одним из самых результативных полков Сталинградской битвы. Сам Шестаков почти ежедневно вылетал на боевые задания, увеличив свой личный счет до 11 побед.

10 января 1943 года Шестаков вступил в бой с тремя истребителями противника; один он сбил, но сам тоже был подбит, получив при этом ранения в голову и под лопатку.

В конце лета 1943 года Шестаков был назначен заместителем командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, но долго в этой должности не прослужил, приняв командование 19-м истребительным авиаполком - первой авиационной частью специального назначения, созданной по инициативе командующего ВВС маршала авиации Новикова для ведения «свободной охоты».

В приказе ВВС Красной Армии указывалось, что к январю 1944 года Лев Шестаков совершил более 200 боевых вылетов (из них 65 на штурмовку войск противника), участвовал в 82 воздушных боях, сбил 15 самолётов лично и 11 в составе группы, а с учётом боёв в Испании , совершил около 600 боевых вылетов и на своём счету имел 29 лично и 45 в группе с товарищами сбитых самолётов.

Последний бой

Полковник Шестаков погиб у села Давыдковцы (Хмельницкий район Хмельницкой области) 13 марта 1944 года. В этот день он сбил один Ju-87, а после атаковал второй. По советской версии, Шестаков расстрелял его с близкой дистанции, Юнкерс взорвался и самолёт Шестакова был разрушен воздушной волной. Шестаков покинул самолёт, но его парашют не успел раскрыться. Тело Шестакова было найдено только в мае, когда растаял снег.

Альтернативная версия гибели полковника Шестакова основана на мемуарах немецкого аса, пилота «Штуки» Ганса-Ульриха Руделя, согласно которым бой происходил в начале лета над излучиной Днестра между Кошнице и Григориополем . При преследовании Юнкерса самолет Шестакова разрушился от перегрузок на виражах (пикирующий бомбардировщик имеет более прочную конструкцию, чем истребитель). Рудель вспоминает о схватке с опытным советским истребителем:

Награды

  • Звание Героя Советского Союза присвоено 10 февраля 1942 года.
  • 2 ордена Ленина.
  • 2 ордена Красного Знамени.
  • Орден Отечественной войны 1 степени.

Память

  • Похоронен в братской могиле у Вечного огня в городе Хмельницкий .
  • Навечно зачислен в списки воинской части.
  • На месте гибели Героя установлен обелиск.
  • Его именем названы колхоз и школа в селе Давыдковцы, улица в городе Авдеевка.
Статьи по теме