Актуальность исследования. Актуальность темы обусловлена тем, что

Дипломатическая Академия МИД Российской Федерации На правах рукописи КОСЕНКО Сергей Иванович ЕВРОПЕЙСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук Специальность № 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии 2 москва 2007 Работа выполнена на кафедре философии, политологии и культуры Дипломатической академии МИД РФ Научный руководитель Официальные оппоненты: Бурсов Анатолий Владимирович доктор исторических наук, профессор Мартыненко Елена Викторовна доктор политических наук профессор Семенов Степан Германович кандидат политических наук Ведущая организация: Государственный Московский Университет им. Ломоносова Защита состоится «____» __________ 2007 г. в ____часов на заседании диссертационного совета К 209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу: Москва, Б.Козловский пер., д. 4. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической 3 академии МИД России. Автореферат разослан «___» ___________2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат А.Е.Тарасов Актуальность темы политических данного наук исследования обусловлена расширением глобализации современного мира и ростом в этих условиях важности проблемы сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия каждой цивилизованной страны. Во Франции - великой культурной державе -, как и в остальной Европе, культура долгое время была привилегией тех, кто в силу своих знаний, образования, имущественного и социального положения мог иметь доступ к произведениям мысли, литературы и искусства. Однако вместе с материальным и интеллектуальным прогрессом, преобразившим облик Европы за последние двести лет, культура, как и другие стороны жизни европейцев, претерпела необратимые демократические мутации, в результате чего к ней смогли приобщиться широкие слои европейского общества. Одновременно с этим возник определенный пласт культурных связей и обменов, благодаря которым все народы Европы научились разделять некоторые общие духовные ценности. Причем общая культура, 4 став основой политической организации наций в Европе, не утратила своих самобытных черт и особенностей в каждой национальной культуре. Окончательную институциональную форму во Франции культурная политика приобрела в период правления президента Ш. де Голля с созданием в 1959 году министерства по делам культуры. С этого момента и до начала нового тысячелетия на посту министра культуры сменили друг друга 17 видных и высокопросвещенных государственных деятелей, как правило являвшихся авторитетами для мира культуры. Весомый вклад в развитие концепции и институтов французской культурной политики внесли, в частности, такие министры как Андре Мальро и Жак Дюамель. Однако свое наиболее яркое и эффективное выражение культурная политика нашла в период правления президентасоциалиста Ф. Миттерана в деятельности министра Жака Ланга. К концу ХХ-го века в массовом сознании французов подлинная культура постепенно стала вытесняться понятием досуга, развлечения (entertainment) в основном в американском значении этого явления, что диктовало и соответствующее культурное поведение людей. Заокеанские космополитические и коммерциализованные по своему характеру жанры искусства, такие, например, как рок-музыка или комиксы, не говоря уж о штампованных голливудских кинофильмах быстрее проникали в массовое сознание еще и потому, что в той же Франции слабо популяризировалось ставшее "немодным", подлинное народное (будь оно французское, бретонское, корсиканское и т.п.), а не фольклорно-занимательное искусство. 5 Еще нарастающее более опасным явление в последние отторжения от годы на культуры Западе по стало социально- экономическим причинам. Это уже привело к возникновению как бы двух Франций: одной - открытой для всех передовых веяний в мышлении и в искусстве, и другой - огромной, но инертной и лишившейся конкретной связи с национальным культурным достоянием. В эпоху, когда социальная отверженность становится массовым явлением, от культуры в первую очередь отдаляются производственное население, рабочие промышленности и сельского хозяйства, малоимущая молодежь, маргинальные слои общества. На этом фоне еще одной угрозой для французского общества сегодня является распространение увлечения идеями религиозного интегризма, фундаментализма и другими видами социального протеста, которые проявились в двух острых социальных кризисах в 2006 г. и подрывают монолитность французского общества изнутри. Опасность кроется и в том, что эти проявления встречают сопротивление зачастую тоже в довольно жестких и резких формах нетерпимости, ксенофобии и даже расизма - отсюда рост популярности крайне правых партий и проявлений. Вместе с тем, оставаясь лидером в области культуры в Европе, Франция, в частности, является единственной развитой страной, где принят закон о защите национального языка. Особый характер носят и протекционистские меры, которые Франция распространила на аудиовизуальную и ряд других сфер культуры, что может служить примером для других стран, включая и Россию. Все это дополнительно подтверждает актуальность данной темы исследования. 6 Объектом исследования в данной работе является французское общество с точки зрения его отношения к своим культурно- национальным традициям и его влияния на официальную культурную политику властей. Предметом исследования является культурная политика Франции на рубеже ХХ и ХХI веков и проблема сохранения ею своих европейских параметров, национальной самобытности, этнического своеобразия, этической и эстетической ценности. Цель исследования состоит в политологическом анализе внутренней политики Франции в области культуры на разных этапах ее институционального развития при президентах Ф.Миттеране и Ж.Шираке, а также ее воздействия на внешнюю политику страны под углом зрения ее европейской составляющей. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач: - рассмотреть наиболее важные этапы становления государственной культурной политики Франции в контексте внутренней политики страны; - проанализировать особенности политики в области культуры в периоды правления президента Ф.Миттерана, в т.ч. во время первого и второго «совместного обитания»; - выяснить характерные черты культурной политики первого семилетнего правления президента Ж.Ширака; - провести комплексный анализ доктринальных основ внешней политики Франции в области культуры; 7 - сформулировать предложения по дальнейшему изучению опыта Франции в области культурной политики в условиях расширения масштабов глобализации современного мира. Степень научной разработанности темы. Если в зарубежной (французской) научной литературе более или менее подробно освещаются современная культурная политика Франции и ее европейские параметры, то отечественной наукой эта тема по существу не рассматривалась, а в русскоязычной научной литературе практически отсутствует анализ доктринальной основы и приоритетов внешней политики Франции в области культуры и не нашли должного отражения особенности культурной политики президентов Ф.Миттерана и Ж.Ширака. Вместе с тем источниковедческая база исследования в целом весьма обширна и включает широкий и разнообразный круг научных материалов прежде всего на французском и отчасти русском языках1. При разработке темы диссертации был использован значительный набор документальных, научно-исследовательских и публицистических изданий. С учетом исторических рамок работы, а именно, в основном периода правления президента Ф.Миттерана (1981-1995 гг.), важное значение для понимания сущности идеологического подхода французских социалистов к культурной политике имело ознакомление с работами идеологов Французской социалистической партии (ФСП), в частности самого Франсуа Миттерана ("Соломинка и зерно", "Здесь и сейчас") и Арзаканян История Франции: учебник для вузов/ М.Ц.Арзаканян, А.В.Ревякин, П.Ю.Уваров.- М. 2005; Смирнов В.П. Франция в ХХ веке.- М. 2001; Загрязкина Т.Ю. Франция сегодня. 3-е изд.- М. 2005; Обичкина Е.О. Франция на рубеже ХХ-ХХ1 веков: кризис идентичности. Монография.- М. 2003; ее же. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. Монография.- М. 2004; Мельникова Е.В. Культура народов мира (этнополитический аспект).- М. 2006. 1 8 ряда таких его видных сподвижников как Жак Аттали, Лоран Фабиус, Ролан Дюма, Режис Дебре, Жак Ланг и др. Общие установки по вопросам культурной политики содержатся также в программном документе ФСП под названием "Социалистический проект для Франции 80-х годов", изданный накануне президентских выборов 1981 года. Важным источником исследования явились также архивные материалы Высшего совета франкофонии, разделы по проблемам культурной политики Франции, французского правительства размещенные на интернет-сайте (www.justice.gouv.fr), а также некоторые официальные документы министерства культуры. Подробные и наиболее необходимые для понимания и раскрытия культурной политики Франции в конце ХХ-го века автор почерпнул из многочисленных официальных и документальных источников и публикаций на французском языке. Среди них в первую очередь следует отметить "Библиографию по истории культурной политики Франции в ХIХ-ХХ веке" (Париж, 1999); "Историю культурной дипломатии Франции от истоков до 1995 года" (Париж, 1995); "Административную историю министерства культуры 1959-2002 гг." (Париж, 2002). Незаменимым источником информации по теме диссертации явился монументальный "Справочник по культурной политике Франции с 1959 года" (Париж, 2001), а также сборник "Учреждения культуры и культурная жизнь Франции" (Париж, 2004) под редакцией видного культуролога Ги Саэза. Стратегические направления и эволюция культурной политики Франции глубоко отражены в докладах правительству ведущего концептуалиста и реформатора культурной политики Франции Жака Риго, особенно его доклад 1995 года о пересмотре основ культурной политики 9 Франции, и некоторых других ключевых фигур французской культуры. Под его же редакцией в 2002 году было издано скрупулезное собрание основных официальных документов культурной политики Франции: законов, постановлений, выступлений и заявлений государственных деятелей по вопросам культуры. Принципиальное значение для раскрытия второго раздела работы имел программный документ - еще один "Внешний культурный проект Франции" (Париж, 1983), - в свое время легший в основу зарубежной культурной политики страны. Резерв аналитических трудов по культурной политике Франции чрезвычайно обширен и разнообразен. Среди таких работ следует прежде всего упомянуть фундаментальные и беспристрастные труды Венсана Дюбуа "Культурная политика: генезис разновидности государственного вмешательства" (Париж, 1999г.), Жака Риго "Культурная исключительность" (П. 1995), Жан-Мишеля Джиана "Культурная политика: конец мифа" (П. 2005), Ришара Денё "Жак Ланг: культура в движении" (П. 1990), Паскаля Ори и Филиппа Пуарье "Государство и культура во Франции в ХХ-м веке.(П. 2000), а также ряда других исследователей французской культурной политики. Более глубокому пониманию автором истоков и становления французской культурной политики во ознакомление с известного публициста книгой многом способствовало Пьера Кабанна "Культурная власть в Пятой Республике", опубликованной в 1981 году всего за несколько месяцев до прихода к власти социалистов. Динамика и противоречия внутренней культурной политики Франции раскрыты в работах Клода Моллара "Пятая власть: культура и государство от Мальро 10 до Ланга".(П. 1999) и Филиппа Урфалино "Изобретение культурной политики" (П. 2004), а ее внешние аспекты - в книге бывших высших должностных лиц Кэ д`Орсэ, послов Жана-Давида Левитта "Культурная дипломатия: амбиции и перспективы" (П. 1994) и Жана-Франсуа Рэмона "Внешняя культурная деятельность Франции" (П. 2000). В целях обеспечения наибольшей объективности в оценке культурной политики эпохи Миттерана-Ланга в исследовании в максимально возможной степени были привлечены работы авторов, занимающих критическую или резко негативную позицию в отношении этой политики и вообще культурного вмешательства государства в культуру. Наибольшую известность среди таких публицистических и критических работ получила нашумевшая в свое время книга Марка Фюмароли "Государство культуры: эссэ о современной религии" (П. 1992), а также работы Ханны Арендт "Кризис культуры" (П. 1989), Жана Кона "Культура в действии от Вилара до Ланга: потерянное направление" (П. 1999), Алена Деко "Красная дорожка" (П. 1992), Патриса де Планкетта "Культура в розовом пиджаке" (П. 1981) и многие другие, без которых восприятие реалий культурной политики Франции было бы неполным и несбалансированным. Далеко не последнюю роль в качестве ценных источников информации по теме диссертации сыграли также отдельные статьи специалистов по французской культуре, в частности, бывших министров культуры Жака Тубона и Жан-Жака Айагона, бывшего министра иностранных дел Юбера Ведрина, независимого исследователя Оливье Донна и других специалистов. 11 В процессе изучения и раскрытия темы диссертации были широко задействованы ведущие французские периодические издания за соответствующий период, в частности, газеты «Либерасьон», «Монд», «Фигаро», журналы «Пуэн», «Экспресс» и др., а также заметки и выписки из личного архива и архивных материалов министерства культуры Франции, сделанные автором в период его работы в отделе культуры посольства СССР во Франции в 1983-1986 гг. Методологическая основа исследования представляет собой синтез различных междисциплинарных подходов, выбор которых обусловлен необходимостью обеспечить достижение поставленной цели. Ведущим методом при раскрытии темы стал системный подход, что позволило подойти к предмету исследования как к комплексу проблем, составляющих единое целое, выявить наиболее характерные особенности на каждом этапе его развития, установить их логическую взаимосвязь и взаимозависимость. При анализе объекта и предмета исследования автор использовал и другие общенаучные методы: структурно-функциональный, проблемнологический, статистический, классификации и систематизации, а также специальные исторические методы: хронологизации, периодизации и актуализации. Использование сравнительно-исторических методов дало возможность исследовать содержание культурной политики Франции в тесной взаимосвязи с той внутриполитической и исторической обстановкой, в которой она осуществлялась. Положения, выносимые на защиту. - Культурная политика представляет собой непрерывную цепь усилий и мер со стороны государства по защите, сохранению и развитию 12 национального культурного достояния и вовлечению в культурный процесс широких слоев населения; судить о ее результатах следует не по той или иной доктрине, а по тому видному месту, которое, в итоге, культура данной страны занимает в сознании своего народа и в мировой сокровищнице духовных ценностей. - Культурная политика как целенаправленная деятельность государства по сохранению и защите национальной культуры является сугубо французским «изобретением» и феноменом, берущим свое начало в глубине истории страны и сохранившим преемственность на протяжении веков. - На рубеже ХХ и ХХI веков, в условиях расширения глобализации мира и унификации культуры, особую актуальность приобретает проблема сохранения культурной самобытности. - Культурная политика, на примере Франции, является эффективным инструментом формирования прочного национального самосознания и укрепления сплоченности нации и, следовательно, фактором сохранения национальной самобытности и независимости, в т.ч. в области внешней политики; в этом смысле она может служить позитивным примером для стран, заботящихся об укреплении своей национальной самобытности и независимости, в частности, для России. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что: - Впервые комплексного в отечественной рассмотрения науке механизма предпринята современной попытка культурной 13 политики Франции, как неотъемлемой части европейского культурного процесса; определены основные факторы, которые влияют на развитие внутренней и внешней политики Франции в области культуры. - Выявлены и проанализированы характерные черты культурной политики при президентах Ф.Миттеране и Ж.Шираке, которая, несмотря на определенные различия, своей главной целью ставила и ставит сохранение национальной самобытности, противодействие униформизации и «американизации» национальной и европейской культуры. - Показано, что опыт Франции в данной области имеет важное значение для России в ее стремлении защитить и укрепить свою национальную самобытность, не допустить размывания национального характера русской культуры в условиях глобализации. Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она вносит дополнительный вклад в изучение проблем современной культурной политики европейских стран на примере Франции. На основе систематизации и анализа различных факторов и этапов эволюции французской политики в области культуры в работе делается попытка не только отразить, но также выявить закономерности и спрогнозировать дальнейшие пути развития данного процесса. Практическая значимость работы обусловлена тем, что материалы исследования могут быть использованы при определении перспективных путей развития культурной политики стран ЕС в начальный период ХХI века, как в конктретно-историческом плане, так и при постановке долгосрочных задач. Данное исследование может быть также 14 использовано в учебном процессе российских вузов при подготовке специалистов-международников, культурологов и политологов, для разработки лекционных курсов по истории мировой культуры и специальных курсов по проблемам политики Франции в рамках ЕС. Структура работы. Структура диссертационного исследования отвечает поставленным целям и задачам и отражает логику процесса научного анализа. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. Во Введении обосновывается актуальность темы, показана степень ее разработанности, сформулированы цели и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, определены научная новизна и практическая значимость работы. Глава I «Особенности внутренней политики Франции в области культуры -концепция и практика» посвящена рассмотрению этапов институционализации культурной политики Франции, механизма и результатов политики в области культуры при президенте Ф.Миттеране, в т.ч. в периоды первого и второго «совместного обитания», а также характерных черт этой политики при президенте Ж.Шираке. Подчеркнуто, что культурная политика появилась во Франции отнюдь не с приходом к власти в мае 1981 года социалистов во главе с Франсуа Миттераном. Родоначальником покровительства искусств и литературы во Франции можно считать короля Франсуа I, который, решив воспротивиться засилью латинского языка, учредил в 1530 году Королевскую коллегию любителей чтения, ставшую впоследствии важным институтом французской культуры, известным под именем Коллеж де Франс. Среди 15 других знаменитостей того времени там некоторое время по приглашению короля работал Леонардо да Винчи. С продвижением французского языка французские монархи изначально связывали становление французской нации и в 1539 году ордонанс короля окончательно закрепил использование французского языка вместо латинского в официальных документах. Одновременно было создано Государственное архивное управление, которое и по сей день находится в ведении министерства культуры Франции и исторически как бы составляет его основание. Более четкая идея политической ответственности публичных властей в области искусства и творчества родилась в XVII веке, и ее первым реальным институциональным выражением стало учреждение кардиналом Ришелье в 1635 году Французской Академии. Создание Академии явилось серьезным поворотом в закреплении связей между государством и интеллектуально- художественной элитой общества, а также в мощной поддержке со стороны государства развития литературного французского языка. Двумя годами позже член Академии Ренэ Декарт опубликовал свое «Рассуждение о методе», сделавшее французский язык языком философии. Таким образом, уже при Людовике XIV двор стал официальным местом средоточия духовной жизни нации и местом, где вольготно чувствовали себя писатели, артисты и музыканты. В становлении культурной политики Франции важную роль сыграл также государственный министр Людовика XIV Жан-Батист Кольбер, чьи взгляды на культуру, по мнению специалистов, предвосхитили воззрения руководителей культуры 80-х годов ХХ-го века. Можно смело утверждать, что именно патерналистское, заботливое и бережное отношение государственной власти к культуре и к 16 деятелям культуры, выделение на культурные нужды значительных средств из бюджета при уважении свободы творчества позволило Франции стать величайшей культурной державой мира, а не только Европы. Конституция Республики IV-ой (1946-1958) отразила принципиально новый этап в позиции государства по отношению к культуре. Основополагающее положение преамбулы этой Конституции было затем воспроизведено и в Конституции V-ой Республики, провозглашенной Де Голлем в 1958 году: " Государство гарантирует детям и взрослым доступ к образованию, профессиональной подготовке и культуре…".2 Это положение окончательно закрепило ответственную миссию республиканского государства в области культуры во Франции. Важнейшей вехой в развитии культурной политики Франции стало учреждение в 1959 году по решению президента Де Голля первого в стране министерства по делам культуры. За период с 1959 по 2002 год в историческом здании министерства на улице Валуа сменили друг друга 17 видных государственных деятелей. Ни один из них, за исключением Андре Мальро и Жака Ланга, не пробыл на своем посту дольше четырех лет. Это было связано с тем, что в V Республике этот пост с годами набирал все больший политический вес и министры менялись в соответствии с политической конъюнктурой. Все президенты после Де Голля - Жорж Помпиду, Франсуа Миттеран и Жак Ширак - придавали важное политическое значение министерству культуры, кроме Валери Жискар д` Эстена, который понизил его до уровня госсекретариата. При назначении на этот пост основную роль всегда играли три критерия: во-первых, степень персональной склонности 2 www.justice.gouv.fr 17 президента Республики рассматривать культуру как важный компонент своей политики и жизни общества; во-вторых, характер отношений главы государства с новым министром; и в-третьих, личная способность министра проявить особые таланты и воображение в сфере публичной политики, страдающей хронической скудостью средств. В мае 1981 года на президентских выборах во Франции победила социалистическая партия во главе с Франсуа Миттераном, который стал первым президентом Франции на два семилетних срока, включавших также два периода «совместного обитания» с правыми. Победа Франсуа Миттерана произошла на волне левого энтузиазма и при активной поддержке со стороны творческой интеллигенции. Напомним, что крупнейшие французские деятели 60-80-х годов прошлого века - мыслители, интеллектуалы и писатели такие, как Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, Луи Арагон и Эльза Триоле, художники Пабло Пикассо и Фернан Лежэ, кинорежиссеры Франсуа Трюффо и Клод Лелуш и многие другие - придерживались левых взглядов, что решающим образом сказалось на президентских выборах 1981 года. По словам известного французского кинорежиссера Жан-Жака Бенекса, президент страны является стражем одной из основных гражданских свобод - свободы художественного творчества и самовыражения. Существенный, если не решающий вклад в развитие всех направлений культуры и искусства внес министр культуры Жак Ланг, осуществивший в ряде из них поистине новаторские преобразования. Он, в частности, поставил перед собой цель увязать экономику с искусством и творчеством, эстетику с рациональным использованием новейших технических средств коммуникации и все это поставить на службу более 18 широкому приобщению к культуре масс и распространению французской культуры в мире. То есть в этом смысле он пошел гораздо дальше социально-просветительской роли, которую культуре отводил Мальро. Декретом 82-394 от 10 мая 1982 года в концепцию культурной политики и организацию соответствующие министерства принципиальные культуры изменения. были внесены Одновременно были созданы новые структурные подразделения - управления по вопросам культурного развития, музыки и балета, книги и чтения, изобразительного искусства, а также службы прессы и информации, внешних связей и др. Рассматривая культурную политику Франции того периода, следует задаться вопросом о том, была ли это действительно политика левых сил и существует ли вообще «культура левых сил» или «культурный социализм», как говорили весной 1981 года в отношении политики правительства в области экономики или обороны. Как показывает анализ, при всей новизне идей и методов политика Ж.Ланга в сущности явилась синтезом воззрений его наиболее ярких предшественников. Он поддерживал тесные связи с главой государства и поэтому занимал особое место в правительстве. В результате ему удалось прочно утвердить министерство культуры в системе ведущих государственных органов и сделать его вдохновителем или партнером в проведении культурных мероприятий с другими государственными учреждениями и местной администрацией. Ланга отличал безграничный дух новаторства, внимание к новым веяниям и явлениям во всех областях творчества. Хотя и лишенный прямого воздействия на сферу радио и телевидения, он сумел укрепить роль министерства культуры и в этой области, повысив его способность влиять на художественную направленность телевизионной продукции. 19 В мае 1995 года президентом Франции был избран голлист Жак Ширак. Начался последний в ХХ-ом веке семилетний срок президентского правления в этой стране (в последствии он был заменен пятилетним сроком). К этому моменту положение министерства культуры в структуре государственных учреждений Франции оставалось стабильным. За прошедшие 35 лет во главе этого ставшего престижным ведомства находились в основном гсударственные деятели первого плана, как правило, пользовавшиеся большим авторитетом у деятелей культуры. В главе показано, что для оптимального пересмотра и активизации государственной культурной политики в этот период следовало вновь сделать ее предметом общенациональной демократической дискуссии с прицелом на сохранение и укрепление некоторых традиционных инструментов этой политики и передачу ряда управленческих функций партнерам государства на местах (регионам, департаментам, городам и коммунам). С этой целью в марте 1996 года была создана Комиссия во главе с видным администратором и реформатором культуры, действующим членом административного Совета телерадиокомпании РТЛ Жаком Риго. Доклад Комиссии Риго был представлен в октябре 1996 года и лег в основу последующих практических действий министерства культуры. В докладе нашло отражение беспокойство культурных кругов Франции о содержании культурной политики и, при всем значении децентрализации культурной власти, однозначно подчеркивалась насущная потребность в сохранении активной роли государства, во-первых, в деле сохранения культурного наследия, правовой регламентации культурной политики новаций, а, во-вторых, в сфере финансирования культуры. и внедрения 20 В марте 2002 года Жак Ширак сроком на пять лет был переизбран на посту президента Республики. Министром культуры и коммуникации тогда был назначен близкий Шираку деятель - Жан-Жак Айагон (7 мая 2002 - 31 марта 2004), бывший до этого директором Центра Жоржа Помпиду. Это назначение было положительно воспринято миром культуры и искусства Франции. Утвержденное декретом от 15 мая 2002 года новое (четвертое по счету) определение функций министерства культуры в сущности особой новизны не содержало, но тем не менее усиливало некоторые предыдущие положения, направленные на защиту и умножение национального культурного достояния Франции, защиту и сохранение ее культурного своеобразия. В частности, впервые был сделан акцент на более активной поддержке политики франкофонии и продвижения французской культуры за рубежом. В главе II «Культура как важный компонент внешней политики Франции» раскрываются доктринальная основа, приоритеты и цели зарубежной политики Франции в области культуры, европейский стержень этой культурной политики, а также некоторые особенности франкофонии в эпоху глобализации. политика и международное Показано, в частности, что культурная сотрудничество в области культуры традиционно являются составной частью внешней политики Франции. На исходе второго тысячелетия руководство Франции, занимающей четвертое место среди наиболее развитых государств мира, своевременно и серьезно задумалось над тем, как удержать позиции, обеспечивающие ей титул великой державы. В этой связи предстояло найти адекватные ответы на ряд принципиальных вопросов. 21 Во-первых, будут ли являться завтра исключительный культурный имидж и интеллектуальная неповторимость французского образа мышления и стиля жизни достаточными козырями в глобальном, унифицированном информационном обществе, где господствуют новые технологии? Ответ на этот вопрос напрашивался сам собой: в будущем веке Францию в экономическом отношении неизбежно нагонят некоторые поднимающиеся промышленные гиганты в Азии и Латинской Америке. В этой перспективе только сплоченный Европейский союз, завершив свое строительство, будет способен полноценно противостоять внешним силам. Соответственно экономический вес Франции в мире ослабится и поэтому, скорее всего, только благодаря блеску своей культуры и науки она сможет продолжать утверждать свою самобытность и считаться перворазрядной державой. С началом нового века культурное измерение внешней политики приобрело для Франции решающее значение: сохранить место французского языка как средства международного общения, особенно в сфере новых коммуникационных франкоязычное сообщество. Все это технологий, укреплять мировое представлялось и представляется французскому руководству столь же важным, как и сохранение места постоянного члена Совета Безопасности ООН, что, впрочем, взаимосвязано. Во-вторых, располагает ли Франция достаточным потенциалом для того, чтобы продолжать удерживать в новых условиях первые позиции в области культурного развития, художественного творчества и научного изобретательства? Вопрос актуальный, если учесть, что на тот момент, культурные достижения Франции воспринимались через призму прошлого - например, Дидро и Руссо в философии, Бальзак и Гюго в литературе, 22 Дебюсси и Равель в музыке, Пастер и Ампер в науке и т.п. В этой связи ставилась задача усилить пропаганду современных достижений Франции в области философской (крупнейший неотомист Жак Маритэн) и экономической (непревзойденный Фернан Бродель) мысли, искусства (выдающийся архитектор Ле Корбюзье) и науки (нобелевский лауреат, физик Фредерик Жолио-Кюри, математик Жак Адамар, океанолог Жак-Ив Кусто), поскольку в одной только технической области сегодня эта страна может гордиться, например, такими образцам прогресса как скоростной поезд (TGV), ракета-носитель Ариана или пассажирский самолет «Эрбюс380». В-третьих, как с наибольшей отдачей пропагандировать за рубежом культурные и научно-технические достижения Франции? Здесь вновь на первый план выходила уникальная роль, которую французское государство всегда играло в плане поддержки культуры, продвижения языка и французских идей за рубежом. В этой связи вновь актуальной становись задача расширения «культурной дипломатии», для чего Франция располагала системой зарубежных учреждений, которой не было равной во всем мире. Она оставалась единственной страной Запада, объединявшей под эгидой министерства иностранных дел, в рамках одной Генеральной дирекции, все инструменты, необходимые для эффективных действий за рубежом в сфере культуры: по продвижению французского языка, развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества в культурной и научно-технической областях, помощи в развитии (главным образом франкоязычным странам Африки аудиовизуальной продукции и проч. и Азии), распространения 23 Следует отметить, однако, что реализация этой программы натолкнулась на два препятствия. Первое было связано с определенной узостью политического взгляда на культуру со стороны некоторых министров иностранных дел Франции, сменявших друг друга в последние годы, что привело к отсутствию «стратегических решений» на этом направлении. Так, например, «историческая» забастовка сотрудников культурных служб в посольствах Франции 1 декабря 2003 года была вызвана как скудостью бюджетных ассигнований на эти цели, так и неспособностью руководителей внешнеполитического ведомства Франции сформулировать амбициозные задачи в области внешней культурной политики. Второе препятствие носило структурный характер и сводилось к вопросу о том, возможно ли проведение более активной французской культурной политики администрации, не за рубежом при средствах и настроениях отвечавших требованиям времени и динамике современного мира. Заключительные выводы доклада, подготовленного социологом Аленом Кеменом по просьбе французского МИДа в 2001 году, в этом смысле показательны: так, если в 1970 г. из числа первых десяти самых продаваемых художников в мире трое были французами (Арман, Кляйн, Вазарели), то в 2000 году остался только один - Болтански, остальные - немцы или американцы. Хотя современное искусство еще не вся культура, но, подчеркивается в главе, французские идеи всегда экспортировались лучше, чем произведения творчества и, стало быть, реальную отдачу французской внешней культурной политики предстояло существенно повышать. 24 С приходом к власти во Франции социалистов Франсуа Миттеран и Жак Ланг твердо взяли курс на создание «Европы культуры». 17 сентября 1982 года в Неаполе по инициативе министров культуры Франции и Италии состоялось первое совещание стран ЕС по этим вопросам, а 19 июня 1983 года в Штутгарте - первая встреча на высшем уровне по вопросам более тесного сотрудничества в области культуры. Окончательно же вопрос о создании «Европы культуры» решился на совещании 22 июня 1984 года в Люксембурге. Соответствующие предложения: создание европейского фонда поддержки кино- и телеиндустрии; установление квот на произведения европейских авторов в национальных телепрограммах; борьба с аудиовизуальным пиратством; защита прав европейских авторов и др. были с воодушевлением приняты членами Европарламента, но поддержаны правительствами далеко не всех стран ЕС. В качестве компромисса по инициативе министра культуры Греции Мелины Меркури стороны, в частности, договорились назначать ежегодную столицу европейской культуры. При социалистах европейский континент стал одним из главных направлений многосторонней культурной дипломатии Франции. Свою главную задачу здесь французское руководство видело в том, чтобы если не остановить, то значительно притормозить культурную экспансию США в Европе путем объединения и координации усилий стран региона в этой области. В 80-90-х годах прошлого века внешнеполитическое руководство Франции уделяло самое серьезное внимание налаживанию и углублению многостороннего культурного сотрудничества будь то в рамках системы ООН или европейских межправительственных учреждений. Все эти годы 25 Франция оставалась в сущности единственной крупной западной страной, которая полностью поддерживала деятельность ЮНЕСКО и солидаризовалась с целями и мероприятиями этой организации. Не удивительно, что на первом этапе првления социалистов заметно обострились пртиворечия в области культурной политики между Францией и США (В 1982 году Ж.Ланг заявлял даже об «американском культурном империализме»). В этот же период сотрудничество в рамках Европейского Сообщества занимало главное место во внешней культурной политике Франции. Маастрихтский договор 1992 г. наделил европейские структуры легитимностью в вопросах культуры, закрепив передачу части национальных полномочий в этой области наднациональным органам в Брюсселе. Статья 128 договора подтвердила уважение к национальным и региональным различиям и, подчеркнув общее культурное наследие Европы, нацелила членов ЕС на решение актуальных задач в области культурной политики. Несмотря на сложную атмосферу политических отношений между Францией и СССР начала 80-х годов прошлого столетия, в области культурной политики Франция даже в то время придавала большое значение сотрудничеству с СССР как средству «размягчения» советского режима. Во «Внешнем культурном проекте» Франции 1983 года культурным связям с СССР отводилось «особое» место. Ни одна западная страна в тот период не поддерживала таких тесных отношений с СССР в культурной, научной и технической областях как Франция. Основное содержание их составляли организованные обмены преподавателями русского и французского языка, стажерами, лингвистами, учеными, 26 исследователями, специалистами и т.п. Вопросы культурного сотрудничества между двумя странами рассматривались на регулярных заседаниях Смешанной комиссии, в рамках которой тщательно согласовывались все положения очередного протокола о культурном сотрудничестве. Как ни парадоксально, с исчезновением СССР Франция, судя по всему, не включила Россию, как и ряд других бывших соцстран, в сферу стратегических приоритетов своей культурной политики. Она и здесь уступила место США, что в результате привело к утрате надолго серьезного французского культурного влияния в этих странах, которые априори были предрасположены стать более активной частью франкофонного культурного пространства. На протяжении последних 25 лет, политика, проводимая Францией в области франкофонии, оставалась объектом пристального внимания правящих кругов как при президенте-социалисте Ф.Миттеране, так и при голлисте Ж.Шираке. В итоге, к началу нового столетия эта политика приобрела качественно новые организационные параметры и глобальный размах. В Декларации, принятой в июне 2000 года в Бамако, в частности, подчеркивалось, что «франкофония и демократия неразрывны, как неразрывны для франкофонии демократия и развитие». Активное проведение этих идей в жизнь способствовало укреплению правовых основ государственности в странах-членах ОИФ. В Заключении диссертации содержится ряд обобщений и выводов. В частности, отмечается, что: - Культурная политика, то есть целенаправленная деятельность государства по сохранению, развитию и защите национальной культуры, является феноменом, уходящими своими корнями вглубь истории 27 Франции. Начавшись как проявление доброй воли монархов еще в Средние века, забота о национальном языке и культуре со временем превратилась в важный компонент государственной политики Франции от императоров до президентов. - На протяжении последних 50 лет, несмотря на чередование правительств разной политической ориентации, культурная политика Франции была последовательно ориентирована на защиту общенациональных интересов и в этом смысле сохраняла свою вековую преемственность. Именно это сочетание исторической традиции и конституционных принципов, определяющих демократический характер французского общества, составляют легитимную и прочную основу культурной политики Франции сегодня. Активное - вмешательство государства в сферу искусства, литературы и культурного наследия является константой и характерной особенностью французской истории. В результате этого вторжение власти в интеллектуальную и художественную жизнь с течением времени придало особый статус культуре во Франции, сделав ее не частным явлением, а одной из важнейших сфер жизни и развития французского общества. - По убеждению французских политиков, прежде всего левой ориентации, культуру во Франции ни в коем случае нельзя отдавать на откуп действию законов рынка, ибо основным конституционным принципом в этой стране является обеспечение равноправного доступа всех граждан к культуре и произведениям искусства. В этом усматривается залог формирования гражданского сознания и демократического развития общества. 28 - Поощрение и защита национальной культуры, как справедливо считают сторонники французской культурной политики, содействуют прогрессу нации как единого целого и являтся важным фактором сохранения национальной самобытности и укрепления национальной сплоченности французов. Позитивное вторжение в сферу культуры и перманентная забота французского государства о ее сохранности, развитии и защите способствовали формированию устойчивой культурной самобытности французов как нации, особого самосознания французского народа и, в конечном счете, обусловили независимость, оригинальность, а также характерные нюансы внутренней и внешней политики Франции. Эти качества французской политики приобретают особое значение сегодня, в условиях ширящейся глобализации мира. - Наиболее показательную для французской культурной политики «эпоху Миттерана» условно можно подразделить на несколько отдельных этапов: годы "абсолютного социализма" (1981-1986), два года жесткого противостояния в рамках "совместного обитания" после победы правых партий на парламентских выборах (1986-1988), гегемония президента над распыленной оппозицией (1988-1993) и второе, "мягкое" "совместное обитание" (1993-1995), когда авторитет президента-социалиста пошел на убыль. «Совместное обитание» левых и рпавых во Франции явилось серьезным испытанием политических институтов Пятой Республики, из которого они вышли с честью и достоинством, т.е. не отступив от принципа защиты национальных интересов страны. - С момента создания в 1959 году министерства по делам культуры во Франции не прекращались дебаты о недостаточности государственных 29 ассигнований на культуру. И хотя при Ж.Ланге бюджет культуры почти удвоился, он никогда так и не достиг заветной символической цифры в размере 1% государственного бюджета. Однако, по мнению автора, достоинства французской культурной политики измеряются отнюдь не размерами культурного бюджета, а теми огромными и реальными преобразованиями, осуществленными за последние 50 лет в этой области и особенно при Ж.Ланге, благодаря которым культура Франции решительно шагнула из эпохи пассеизма в эру модернизма. - Французский язык, получивший еще в Средние века привилегированный юридический, а в V-ой Республике - конституционный статус, является основным вектором французской культуры и всегда служил одним из главных катализаторов национальной сплоченности французского общества. Оставаясь на протяжении долгих лет стержнем французской культурной политики в стране и за рубежом, распространение французского языка и культуры с начала 80-х годов стало приобретать новые формы и методы с учетом бурного развития аудиовизуальных средств и новых коммуникационных технологий. - Распространение французского языка и культуры, культурные обмены и сотрудничество в этой области с давних пор прочно утвердились в качестве важного компонента внешней политики Франции. Задачи этой политики охватывают несколько регистров: здесь и солидарность с развивающимися франкоязычными странами, в частности, с африканскими, и расширение влияния в этих странах путем формирования их политической элиты, и защита позиций французского языка, укрепление культурного разнообразия и контроль над процессом глобализации. 30 Рамками этих усилий служит т.н. "зона приоритетной солидарности" Франции, куда входят и некоторые страны Восточной Европы. - После распада СССР политического сближения между Францией и новой Россией не произошло. РФ не попала в число приоритетных направлений культурной политики Франции и культурные связи между двумя странами поддерживаются на стандартном среднем уровне интенсивности, что, разумеется, не способствует укреплению глобальных позиций французской культуры. - Перед лицом негативных тенденций в мировой культуре, ведущих к ее униформизации и примитивизации, беспокойство о сохранении культурной самобытности и суверенности звучит сегодня в политических заявлениях самых различных государственных и общественных деятелей. В этот контексте культурная самобытность однозначно отождествляется с национальным и человеческим достоинством, требующим безоговорочного уважения. - Культурная политика Франции представляет собой одновременно инструмент и катализатор формирования и укрепления национального самосознания этого народа, которое, в свою очередь, является незыблемой основой демократического республиканского строя Франции, а также ее независимой, конструктивной и оригинальной внешней политики. - Независимость французского мышления и политики, в частности, сохраняющаяся нашествию способность французской культуры противостоять унифицированных культурных шаблонов из-за океана представляет интерес для изучения этого опыта как примера и для России в ее стремлении ограничить воздействие западно-американской 31 коммерциализованной культурной продукции на духовную жизнь российского общества и национальное самосознание россиян. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в следующих работах автора: 1. Косенко С.И. Особенности культурной политики Франции // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения. М., 2007 (1 п.л.) 2. Косенко С.И. Культура как специфический аспект внутренней м внешней политики Франции // «Современная Европа: проблемы и перспективы» М. 2007. (1,5 п.л.) 3. Косенко С.И. Некоторые аспекты политики Франции в рамках общеевропейского процесса гуманитарного и культурного сотрудничества от Мадрида до Вены (19811986 гг.) // «Актуальные проблемы современных международных отношений» под редакцией к.и.н. В. Г. Сеидова. М., 1988.(1,0 п.л.)

Актуальность темы данного исследования обусловлена возросшим влиянием правовых позиций избирательных комиссий на правоприменительную практику и судопроизводство по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации, в сфере организации и деятельности избирательных комиссий.

В юридической науке и правоприменительной практике достаточно широко исследованы вопросы, связанные с правовыми позициями судебных органов, в первую очередь - Конституционного Суда Российской Федерации (Бондарь Н.С., Витрук Н.В., Гаджиев Г.А., Лазарев Л.В, Кряжкова О.Н., Хабриева Т.Я., Эбзеев Б.С. и др.), судов общей юрисдикции (Колюшин Е.И.). Однако, отсутствуют исследования, посвященные правовым позициям избирательных комиссий.

Вместе с тем, правовые позиции избирательных комиссий представляют собой объективно существующее правовое явление. В настоящее время в системе избирательных комиссий накоплен значительный по объему эмпирический материал правовых позиций по различным вопросам компетенции, подлежащий обобщению и правовому анализу.

Изложенное обусловливает необходимость проведения имеющего практическую значимость научного исследования по заявленной проблематике. Изучение практики формирования избирательными комиссиями на основе действующего законодательства своих правовых позиций, как средства обеспечения единообразного применения избирательного законодательства в рамках проводимого научного исследования предполагает:

І.Объединение по единому критерию (тематике) решений избирательных комиссий с целью выявления правовых позиций избирательных комиссий.

Особую значимость правовые позиции избирательных комиссий приобретают по тем категориям дел, которые достаточно редко становятся предметом рассмотрения судов общей юрисдикции (в частности, это такие нарушения избирательного законодательства, которые не влекут правовых последствий в виде отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), исключения кандидатов из заверенного списка кандидатов).

2.Выработка методики выделения правовых позиций в решениях избирательных комиссий (поскольку правовой позицией является не всякое «прецедентное» решение комиссии, а лишь обладающее свойствами устойчивости и обязательности).

3.Определение субъектов правовых позиций.

4.Характеристика форм объективации (документального оформления) правовых позиций избирательных комиссий.

В соответствии с указанными критериями, выявлению и анализу в рамках проводимого исследования подлежат правовые позиции избирательных комиссий по вопросам организации и проведения выборов по делам о защите избирательных прав граждан РФ, по следующим основным направлениям деятельности избирательных комиссий и стадиям избирательного процесса:

Назначение выборов (будут проанализированы пробелы избирательного законодательства и правовые позиции избирательных комиссий, связанные с данной стадией избирательного процесса, возникающие при осуществлении действий по принятию и опубликованию решения о назначении выборов);

Формирование избирательных округов (будут проанализированы пробелы избирательного законодательства и правовые позиции избирательных комиссий, связанные с реализацией принципа равенства избирательных округов, образования «спецокругов», использования различных видов избирательных систем);

Списки избирателей (будут проанализированы пробелы избирательного законодательства и правовые позиции избирательных комиссий по вопросам составления списков избирателей, включения граждан в списки избирателей);

Выдвижение и регистрация кандидатов (будут проанализированы пробелы избирательного законодательства и правовые позиции избирательных комиссий на данной стадии избирательного процесса, в том числе: определение сроков выдвижения кандидатов, списков кандидатов; различных оснований отказа в регистрации кандидатов, списков кандидатов, исключения кандидатов из списка кандидатов);

Финансирование избирательной кампании (будут проанализированы пробелы избирательного законодательства и правовые позиции избирательных комиссий, связанные с формированием избирательных фондов, внесением пожертвований, расходованием средств избирательных фондов);

Информирование избирателей и предвыборная агитация (будут проанализированы пробелы избирательного законодательства и правовые позиции избирательных комиссий, касающиеся выпуска и распространения агитационных материалов, использования изображений в агитационных материалах, агитация в СМИ, разграничения информирования и предвыборной агитации);

Участие политических партий в выборах (будут проанализированы пробелы избирательного законодательства и правовые позиции избирательных комиссий, связанных с участием избирательных объединений в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления);

Избирательные системы (будут проанализированы пробелы избирательного законодательства и правовые позиции избирательных комиссий, связанные с применением различных видов избирательных систем, рассмотрены возникающие при этом правовые проблемы);

Рассмотрение судами дел о защите избирательных прав и правовые позиции избирательных комиссий (будут проанализированы пробелы избирательного законодательства и правовые позиции избирательных комиссий в сфере защиты избирательных прав участников избирательного процесса, затрагивающие вопросы деятельности избирательных комиссий, взаимоотношений избирательных комиссий и судов, конкуренции правовых позиций избирательных комиссий и судов).

Настоящая книга продолжает тематический цикл работ авторов, посвященных основам организации и проведения выборов:

Выборы депутатов Государственной Думы России: организационно-правовые вопросы / Под ред.

С.В. Кабышева. М.: Формула права, 2002.

Правовое сопровождение избирательной кампании. Учебно-практическое пособие / Под ред. С.В. Кабышева и И.В. Лексина. - М.: Формула права, 2003.

Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» / Под ред. С.В. Кабышева и А.Е. Постникова. - М.: Формула права - Издательский дом «Городец», 2003.

Правовое регулирование выборов Президента Российской Федерации. Монография / Под ред. С.В. Кабышева, Г.В. Минха. - М.: Формула права, 2005.

Выборы Президента Российской Федерации: юридическое руководство по избирательному процессу (методическое пособие)/ Под ред. С.В. Кабышева, Г.В. Минха. - М.: Формула права, 2009.

Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Под ред. В.В. Комаровой. М., Юркомпани, 2009.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: юридическое руководство по избирательному процессу (методическое пособие)/ Под ред. С.В. Кабышева, Г.В. Минха. - М.: Формула права, 2011.

Кабышев С.В., Ермаков А.Д. Конституционные цели политических партий современной России. М.: Городец, 2015.

Данная книга адресована всем участникам избирательного процесса, она может быть использована в преподавании курса избирательного права и процесса студентам юридических вузов и факультетов.

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.


В данном разделе рассматривается пример и образец написания актуальности исследования и обоснования актуальности темы проекта, а также проблемы и объекта исследования в рамках индивидуального проекта школьника или групповой исследовательской работы в школе.

Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.

Актуальность проблемы, объекта и методов исследования

Очень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.

Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.

Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.

Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально .

4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.


5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна .

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью формирования патриотизма, являющегося объединяющей идеей русской нации. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения начинается с уважительного отношения к истории нашей страны и любви к своей малой родине.

История моего родного села Семилуки неразрывно связана с историей русского народа и российского государства. Оно возникло с образованием древнерусского государства, существовало в период удельной Руси и монголо-татарского ига, формирования централизованного государства и Российской империи. Жители села пережили революционные события 1917 года, были участниками строительства социализма, вели борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. После Великой Победы над фашизмом они восстанавливали разрушенное хозяйство, трудились на благо Родины и народа. Цель исследования – обобщить исторические сведения о возникновении и развитии села Семилуки.

В период Киевской Руси (в первой четверти XII века) на месте современного села Семилуки возникло древнерусское поселение, население которого занималось земледелием, бортничеством, рыболовством. В районе села была устроена переправа через Дон на торговом пути «из Болгар в Киев». В 1389 году по Дону проплывал новоизбранный московский митрополит Пимен. На территории поселения он встречался с елецким князем Юрием, границы владений которого проходили по этой территории . Длительное время было неизвестно, где конкретно происходила эта встреча. Ответ был получен в мае 1911 года, когда произошел обвал земли в одном из семилукских крестьянских дворов. В результате обвала земли, на глубине 3-х метров были обнаружены сводчатый коридор с полукруглой аркой, к западу от него – ход длиною полтора метра, пересекающийся третьим коридором. Северный ход вел в четырехугольную комнату с прямым потолком высотой в рост человека. Стены, пол, потолок и своды были обмазаны глиной. Никаких следов жизнедеятельности человека в пещере не было, кроме потрескавшихся глиняных четырехконечных крестов на потолке комнаты .

Важной исторической находкой на рубеже XIX – XX вв. на территории села являются клады татарских монет, среди которых была новгородская полтина в виде серебряного слитка с надписью «Андъко» и таможенные знаки русских князей, в частности с надписью «Князь Всеволод». Известно, что среднеазиатский завоеватель Великий Тамерлан находился в этих местах после победы над Тохтамышем, ханом Золотой Орды. В 1395 году войска Тамерлана уничтожили все поселения на Дону, включая семилукское.

Возрождение села связано с основанием города Воронежа в 1585 году. На территории села возникла казачья деревня, постепенно переросшая в село. Она была основана полковыми воронежскими казаками, которые несли дозорную службу по охране южных границ Московского государства от набегов крымских и ногайских татар. Дозорная книга 1615 года, содержащая описание воронежской крепости, упоминает урочище Семилуки, около которого была дана придаточная (дополнительная) земля воронежским казакам. В 1615 году в Семилуках насчитывалось 22 двора . Казаки Семилук относились к категории служилых людей по прибору, которые, в отличие от служилых людей по отечеству, не передавали по наследству свое звание и в основном совместно владели землей, выделенной им царем за несение военной службы.

Появление названия «Семилуки» связано с излучинами (поворотами) реки Дон у места расположения села. В Дозорной книге сказано, что земля была дана казакам «у семи лук», то есть у семи излучин. С другой стороны, трактовка топонима «Семилуки» может быть связана с «седьмой лукой» - седьмым ориентиром на реке Дон по движению вниз, на котором образовалось поселение казаков .

В 1620 году, по просьбе местных казаков, рядом с Семилуками на скате высокой горы был основан Спасо-Преображенский монастырь. Все постройки монастыря были деревянными. Монастырь получил при основании статус «больничного», потому что «постригаются полоненики (пленные) выходя из полону (плену) и увечные» . Будучи своего рода инвалидным домом, монастырь, естественно, содержался на средства местного населения, для охраны которого инвалиды-монахи не щадили жизни, неся сторожевую дозорную службу.

У монастыря были собственные владения: 60 десятин земли, луга, огород, яблоневый сад, лес, водяная мельница. На берегу Дона монахи выращивали коноплю и капусту. Доходы монастырю давала переправа через Дон, а также ежегодная ярмарка на одиннадцатый день после Пасхи.

15 мая 1697 года Спасо-Преображенский монастырь частично провалился под землю, деревянная церковь во имя святой мученицы Параскевы Пятницы осела, и ее стены дали трещины. Монастырь перенесли на новое место. В 1724 году выстроенная колокольня дала некоторый уклон и казалась падающей, как Пизанская башня. Монахи даже не подозревали о существовании подземных пустот под селом. По приказу епископа Воронежского и Елецкого Тихона в 1769 году монастырь был упразднен. Каменная церковь в честь Преображения Господня, построенная взамен деревянной, была обращена в приходскую церковь села Семилуки .

Большинство населения в первой половине XVIII века в селе Семилуки составляли однодворцы – потомки служилых людей по прибору (казаков, стрельцов, пушкарей и солдат). Они были лично свободны, но многие из них не являлись собственниками обрабатываемых земель. В XIX веке однодворцы вошли в состав государственных крестьян. Историческая память способствовала формированию у жителей села таких личностных качеств, как трудолюбие, храбрость и независимость суждений. Основными занятиями населения были хлебопашество, сельские и лесные промыслы. Развитию села в XVIII-XIX вв. способствовала соседство со слободой Ендовище и дорога, ведущая из города Воронежа в уездный город Землянск. В Семилуках располагалась ярмарка, на которую съезжались торговцы, ремесленники и крестьяне со всей округи.

Семилукцы обрабатывали земли за реками Дон и Воронеж. Участок, расположенный около устья реки Воронеж, они использовали как сенокосное угодье, где держали скот в летнее время. Чтобы иметь пристанище во время выпаса скота, они строили рядом с угодьями дома. На карте Воронежского наместничества 1780 года на этом месте был отмечен маленький хуторок. В 1859 году на хуторе было только 8 дворов. Но во второй половине XIX века хутор начал увеличиваться за счёт новых поселенцев. За хутором закрепилось название Семилукские Выселки, так как начало ему положили переселенцы из села Семилуки .

Семилукцы были участниками Отечественной войны 1812 года. Из Преображенской церкви на битву с французами было отправлено 9 рекрутов. В июне 1878 года в селе некоторое время жил революционер-народник Попов М.Р., который подыскивал место для поселений-коммун. В это время в Семилуках насчитывалось 147 дворов и 1026 жителей (среди них грамотных было 38 мужчин и 3 женщины). В общинном пользовании имелось 2053 десятины пахотной, 206 десятин сенокосной земли и 222 десятины выгона. Всего имелось 383 лошади, 270 коров, 996 овец и 215 свиней; 18 дворов не имели скотины, 24 двора были безлошадны, 62 семьи занимались промыслами. В последующие годы Семилуки продолжали развиваться. В 1900 году в селе было 161 двор, 1096 жителей, земская и церковно-приходская школы, паровая мельница, 2 чайные лавки, трактир и 7 кустарных заведений. К началу 1917 года в селе Семилуки проживало 1115 человек .

После Октябрьской революции 1917 года советская власть в селе была установлена в конце декабря 1917 года. Летом 1919 года село было занято деникинцами и подверглось мародерству со стороны белоказаков. В сентябре белогвардейцы были вытеснены в результате Воронежско-Касторненской операции Красной армии . В 1923 году Воронежский сельхозинститут (в настоящее время Воронежский государственный аграрный университет имени Петра Первого) взял шефство над селом, организовав в Семилуках избу-читальню и библиотеку. В 1926 году в селе насчитывалось: 261 двор, 1505 жителей, школа, изба-читальня. 17 июля 1928 года на территории села был организован колхоз «Красный Пахарь». В 1930 году колхоз посетил председатель ЦИК СССР, «всесоюзный староста» Калинин М.И., который провел совещание активистов колхозного движения. В 1932-1933 гг. село пострадало от голода.

При образовании Воронежской области в 1934 году центром Семилукского района стал поселок Семилуки, образовавшийся в 1894 году при железнодорожной станции, расположенной рядом с селом Семилуки. Поселок также получил название «Семилуки». В 1954 году железнодорожный поселок был преобразован в город Семилуки. Но село Семилуки сохранилось и продолжало свою историю.

После начала Великой Отечественной войны на борьбу с фашистами из села ушли 1246 человек . Война напрямую затронула Семилуки в июле 1942 года, когда началось наступление частей вермахта в направлении города Воронежа по плану операции «Блау». Немецким войскам близ сел Семилуки и Ендовище противостоял 3-й батальон 605-го стрелкового полка, которым командовал старший лейтенант Ушаков А.М. Однако, понеся большие потери, батальон был вынужден отступить. Село было захвачено продвигавшимися силами 1-го пехотного полка моторизованной дивизии «Великая Германия» .

Оккупация села Семилуки длилась почти 200 дней. В здании сельсовета располагался штаб 7-го армейского корпуса с отделом контрразведки и сектором пропаганды . Через реку Дон была расположена сельская переправа, которую немецкие войска использовали как плацдарм для переброски своих сил на Воронеж. Плацдарм подвергался налетам советской авиации. За 7 месяцев нахождения в селе оккупанты не оставили ни скота, ни построек, ни семян.

Во время оккупации села немцами совершила подвиг Прасковья Ивановна Щеголева. Ценой своей жизни и жизней своих детей она спасла от смерти пилота сбитого советского штурмовика «Ил-2» .

15 сентября 1942 года Прасковья Щеголева вместе со своими малолетними детьми, племянником и престарелой матерью выкапывали картошку в собственном огороде. Неожиданно над холмом на окраине села показался советский самолет, резко шедший на снижение. Через несколько мгновений самолет упал в огороде Щеголевых. Прасковья и ее близкие подбежали к горящему штурмовику, забросали его землей и помогли выбраться из кабины самолета раненному летчику. Щеголева немедленно послала детей за мужской гражданской одеждой, а сама быстро объяснила летчику, как можно уйти незамеченным из села.

Как только летчик скрылся, к дому Прасковьи на машине подъехали гитлеровцы. Когда немцы начали расспрашивать Прасковью, где летчик, она отвечала односложно: «Не знаю, не видела». За это немцы избили ее старшего 12-летнего сына Сашу и заперли его в сарае, угрожая сжечь заживо. Но это не помогло сломить Прасковью. Тогда немцы начали травить овчарками малолетних детей и старуху-мать Щеголевой. Это также не возымело действия. Озверевшие фашисты натравили овчарок на детей Прасковьи, а потом убили и ее. Вместе с Прасковьей Щеголевой погибли ее четверо малолетних детей, младшему из которых было 2 года, 5-летний племянник и 72-летняя мать.

Спасенный Щеголевой пилот 825-го штурмового авиационного полка 225-й авиационной дивизии 2-й Воздушной армии Михаил Тихонович Мальцев действительно сумел выбраться из села, но не смог переправиться через Дон. Он решил укрыться в одном из брошенных домов, а ночью раздобыть лодку и попытаться уйти на следующий день, но был выдан немцам одной из заметивших его местных жительниц. Мальцев оказался в немецком плену, но остался жив.

На открытие памятника Щеголевой 9 мая 1965 года Мальцев М.Т. приезжал в село. В 1965 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Щеголева П.И. была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Освобождение села Семилуки произошло 25 января 1943 года в ходе Воронежско-Касторненской операции Красной Армии. Село находилось в состоянии разрухи, люди жили в уцелевших подвалах и погребах. Жители принимали участие в восстановлении колхоза, а также огнеупорного завода, расположенного в городе Семилуки, за что многие были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Только в 1949 году уровень развития сельского хозяйства достиг довоенного уровня.

В 1962 году председателем колхоза «Семилукский» был избран Скляров Г.А. С его именем у жителей села связана целая эпоха побед и свершений. Колхоз стал миллионером, в течение нескольких лет являлся участником ВДНХ СССР, был награжден двумя золотыми медалями. Более 200 колхозников являлись участниками выставки, 50 из них были награждены медалями. В 1969 году на средства колхоза был сооружен обелиск 815 сельчанам, не вернувшимся с войны, построена новая сельская школа. Вплоть до расформирования колхоза «Семилукского» в 1990-е гг., сельчане трудились на колхозных фермах, полях и в мастерских. Все жители были обеспечены работой.

В настоящее время село Семилуки является административным центром Семилукского сельского поселения, в него входят села Семилуки и Ендовище. Поселение находится в составе Семилукского муниципального района Воронежской области. На территории сельского поселения действуют органы местного самоуправления, которые представлены Советом народных депутатов, главой сельского поселения, администрацией сельского поселения, контрольно-счетной и избирательной комиссиями. Главой сельского поселения является С.А. Шедогубов. Численность населения села, включая население села Ендовище, составляет – 4380 человек. Земли сельскохозяйственного назначения (в тысячах гектар) составляют 4,942, в том числе: пашня – 3,528, сенокосы – 0,005, пастбища – 0,536 тыс.га. Земли лесного фонда – 2,1. Наличие скота в личных подворьях: крупного рогатого скота – 201, свиней – 112, птицы – 3350, лошадей – 6. На 2017 год в Семилукском сельском поселении имеются: сельская школа, 2 фельдшеро-акушерских пункта, амбулатория, Семилукский и Ендовищенский сельские дворцы культуры, 2 библиотеки, 2 отделения почтовой связи, 12 магазинов, 7 павильонов .

В заключение следует подчеркнуть, что малая родина имеет большое значение для каждого человека. Познавая историю родного края, мы учимся чтить память о своих предках, разбираться в событиях минувшего времени, ценить культуру и традиции своего народа. Великому российскому учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову принадлежат такие слова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Действительно, без знания истории своей страны, города, села и семьи нельзя быть духовно богатыми людьми и творить дальнейшую летопись своего Отечества и родной земли.

Список использованной литературы

  1. Аббасов А. Семилуки. История района / Аббасов А. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательствово,1994.
  2. Елецких В.Л. Семилуки. Визитная карточка / В.Л. Елецких, Т.Ф. Пушкина. – Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2012.
  3. Кригер Л.В. Семь лук на семи ветрах. У донских берегов / Кригер Л.В. – Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2008.
  4. Прохоров В.А. Вся Воронежская Земля. / В.А. Прохоров. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1973.
  5. История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. / Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров). – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011.
  6. Болховитинов Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии / Е.А. Болховитинов Е.А. ; Науч. Ред А.Н. Акиньшин; [Вступит. статья и примечания А.Н. Акиньшина]. – Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография», 2011.
  7. Официальный сайт администрации Семилукского сельского поселения: URL: http: //semiluk.ru (Дата обращения: 16.01.2017).
  8. Сдвижков И.Ю. Бои за донские переправы / И.Ю. Сдвижков // URL: http://www.vrn-histpage.ru (Дата обращения: 25.01.2017).

«Информация и данные» - Технология работы 1.Запустите СУБД. 2.Создайте новую базу данных. Access базы данных. Представление записей в виде строки или карточки. 3. Информационные системы. Откроется диалоговое окно Таблица 1. 6 Добавьте новое поле. Сортировка и поиск записей. Объекты базы данных. Системы управления базами данных.

«Развитие познавательного интереса» - Гин А.А. приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Развитие познавательного интереса учащихся к географии через использование современных педагогических технологий. Обратная связь. Знание географии – не только общая культура, но и практические умения, необходимые для жизни.

«Национальные интересы России» - Внешнеполитические интересы России. Основные внешнеполитические интересы России. Теоретические и методологические аспекты. Основные правовые источники определения национальных интересов России. Генезис понятия «национальный интерес». Жизненно важные интересы общества. Жизненно важные интересы личности.

«База данных» - Дополнительная информация (ЕГЭ и др.). Вид главного меню. Интерфейс БД. Функции усовершенствованной БД. Основные группы статистических данных, используемых в расчетах. Экономические данные. Используемые данные в БД. Данные образовательной статистики. Основное отличие новой БД от старой. Демографические данные.

«Практические работы по базам данных» - Построение структур таблиц. Конструктор запросов. Построение схемы данных. Практическая работа №3 Создание связей между таблицами. Построить и выполнить запрос с сортировкой данных по определенному полю. Поурочное планирование. Указать признаки сортировки. Запрос-выборка. Открыть закладку «запросы»; выполнить команду Создать, выбрать «Конструктор».

«Базы данных 9 класс» - Теоретический зачет. Какого типа могут быть поля в БД? В каких сферах человеческой деятельности может оказаться необходимым создание и ведение БД? СУБД ACCESS Знакомство. 2 этап Создание форм. Что называется БД? ОТЧЕТ -организованное представление данных из таблицы или запроса. Постановка задачи и анализ.

Статьи по теме