Что такое круиз в автомобиле. Как работает круиз-контроль на механической коробке передач? Пассивная система контроля

Без круиз-контроля поездки на длительные расстояния стали бы утомительными и способствовали усталости водителя. Расскажем: что это такое и для чего нужен, как им пользоваться, чем отличается пассивный от адаптивного.

Что это и как пользоваться?

Круиз контроль - устройство, поддерживающее постоянную скорость движения автомобиля, автоматически прибавляя или уменьшая газ самостоятельно без участия водителя . Чаще всего, используется во время движения по трассам. Водитель настраивает оптимальную скорость, с которой собирается ехать, а система сама нажимает или отпускает педаль газа.

Например, настроили систему на 100 км/ч (дополнительно корректирует в пределах плюс-минус 5 км/ч), чтобы держать ограничение по трассе до 90 км/ч плюс разрешенные 20 км/ч и не попадать под штраф. Водителю остаётся только рулить. Система может снижать скорость на спусках или при приближении к медленному автомобилю. После его проезда, она автоматически наберет заданную величину.

В городских условиях, где скорость авто непостоянная, он не нужен. В целях безопасности круиз отключается, как только нажимаете на педаль тормоза, и он неактивный при движении менее 40 км/ч.


Для удобства использования кнопки круиза расположены прямо на руле и состоят из 5 основных: On (включить), Off (выключить), Set\Accel (установить/увеличить), Resume (восстановить), Coast (понизить). Плюс педаль тормоза, которая автоматически отключает систему.

С кнопками включить/выключить всё понятно. При нажатии кнопки Set/Accel круиз контроль зафиксирует скорость, с которой вы идете на данный момент. Если повторно нажать эту кнопку, то она увеличится на 2 км/ч. Если вы тормозили, то для восстановления утраченной скорости нужно нажать кнопку Resume. Если держать кнопку Coast, то скорость будет снижаться.

Что такое адаптивный круиз?

Существует система адаптивного типа, который следит за скоростью впереди идущего автомобиля или за рельефом дороги, знает, где будут повороты, спуски, трудные участки. В зависимости от этих условий она автоматически регулирует вашу скорость и поддерживает безопасную дистанцию между двумя машинами. Т.е. по сути, это возможность автономного движения машины с минимальными действиями водителя. В некоторых авто она способна объезжать медленные машины или перестраиваться в другой ряд.

Данная возможность появится благодаря установке радара и цифрового процессора. Такой тип называют активным. Традиционный круиз-контроль считается пассивным и он не регулирует скорость в автоматическом режиме, это делать Вы должны самостоятельно.

Разберем пример работы активного круиз контроля на автомобилях Mercedes. Он работает, когда пристроились за машиной, и с помощью видеокамеры наводится на номерной знак автомобиля-лидера. Тогда ваш автомобиль будет следить за лидером как привязанный, если тот не станет менять полосу, а дорога не горный серпантин с крутыми поворотами.

Если впереди идущая машина замедляет ход, то система посылает сигнал на снижение скорости. Когда дорога пустая, она дает сигнал на восстановление скорости. Если у Вас пассивный круиз, то сами должны замедлиться и потом также самостоятельно восстановить скорость движения до заданной.


Активный круиз-контроль работает на скоростях от 30 до 200 км/ч. И главное условие его использование - нельзя ни в коем случае снимать руки с руля , иначе он отключится. Встречаются также варианты, когда автомобиль следить за дорожной разметкой и двигается в пределах полосы, а не ищет другую машину. По сути, адаптивный круиз - система автоматического движения без водителя первого уровня, но которая ещё требует участия в процессе водителя.

Видео обзор на примере

Активный круиз контроль призван помогать избегать столкновения с впереди идущим транспортом. Если система не успевает снизить скорость и есть вероятность столкновения, то она подает водителю сигнал нажать на тормоза или уйти в сторону от столкновения. В продвинутых системах, она способна самостоятельно затормозить без участия водителя.

Всем доброго времени суток! Я снова с вами. Продолжаем говорить на интересные темы. Сегодня обсудим круиз контроль — что это такое, как он работает в машине и зачем вообще нужен подобный контроль.

На самом деле современный водитель привык к роскоши и повышенному комфорту. Не хотите автомобиль на механике, получайте на автомате. Недостаточно обдувает через открытое окно? Вот вам кондиционер и климат-контроль.

А если лень самому жать на педали газа и тормоза и просто хочется, чтобы машина сама держала нужную скорость? Получайте универсальный круиз-контроль. Именно про этот переключатель практически в режим автопилота предлагаю вам поговорить.

Немного истории

В автомобиле круиз-контроль (КК) впервые появился аж в 1958 году. Сделали его в США и установили на модель Imperial компании Chrysler. Тогда работа системы опиралась на считывание скорости кардана. Через соленоид осуществлялся контроль подачи горючего в камеру сгорания. Чуть позже на машины ставили иные системы, где контроль подачи топлива осуществлялся через скорость вращения колес авто, данные со спидометра или обороты мотора. Это есть говорить про пассивный КК.

А вот адаптивный появился только в 1999 году. Первопроходцами оказались немцы из компании Мерседес. Спустя еще 7 лет мы увидели первый КК с полной привязкой к впереди идущему транспорту. То есть система автоматически разгонялась и останавливалась, ориентируясь по скорости машины, которая ехала впереди.

Что это?

Теперь переходим в наше время, где нам намного комфортнее и приятнее. Можно ли сейчас купить машину, где будет стоять КК? Очень легко. Даже далеко не самые дорогие авто оснащаются этой системой.

Если говорить просто, то круиз контролем называют устройство, осуществляющее управление скоростью движения транспортного средства. Оно автоматически добавляет скорость или сбавляет ее, в зависимости от ситуации.


Очень полезная штука для тех, кто ездит далеко и часто. Включив КК, не нужно напрягать внимание. Только скажу одну важную вещь. Круиз действительно актуален, если вы едете по хорошей и длинной дороге. То есть где-то по трассе. В условиях города он бесполезный.

Насколько вам важно просто держать руль и не следить за педалями газа, тормоза и сцепления? Если вы ездите только по городу, тогда эти кнопки переключения окажутся лишними. Вам даже не придется разбираться, как пользоваться круиз контролем и где вообще находятся переключатели.

Но практика показывает, что большинство автовладельцев хотя бы периодически выезжают за город и едут по трассе. Вот здесь как раз пригодится подрулевой переключатель или кнопка на центральной консоли, чтобы активировать КК и наслаждаться более комфортной поездкой. Такие системы устанавливают на машины с механической и автоматической коробкой передач.

Активация происходит путем нажатия соответствующих кнопок. Мы еще поговорим о том, как включить, выключить и как пользоваться этой системой.

А пока расскажу про самое главное — разновидности круиза. На автомобили может устанавливаться одна из двух систем:

  • пассивная;
  • адаптивная.

Между ними есть разница, потому рассмотрим каждый вид круиз-контроля отдельно.


Пассивный

Такая система состоит из:

  • кнопок управления;
  • автоматического контроллера;
  • сервопривода;
  • электромагнитного клапана (управляет сервоприводом);
  • привода заслонки дросселя.

Что же касается принципа работы, то выглядит он следующим образом.

  1. В коллекторе мотора образуется разряжение, которое использует наш сервопривод. Контроллер учитывает разницу между сигналами относительно заданной и реальной скорости движения. С помощью заложенной программы осуществляет управлением сервоприводными клапанами (вентиляционный и вакуумный).
  2. С мембраны привода идет сигнал на управление заслонкой дросселя, тем самым корректируется подача горючего. Это позволяет поддерживать заданную скорость, вне зависимости от нагрузки на двигатель. То есть вы едите в подъем, система автоматически увеличивает обороты и скорость, а на спуске наоборот, обороты падают, и скорость не набирается.
  3. Контроллер запрограммирован, чтобы КК не мог включаться до тех пор, пока автомобиль не наберет скорость больше 40 километров в час. Система не включается, пока машина движется с малой скоростью.
  4. Одновременно с этим водитель может отключить работу системы контроля скорости, просто нажав на педаль тормоза.

Далее краткая инструкция о том, как поставить систему в нужное положение. В КК механический и электронный блок тесно связаны друг с другом. Нажимая кнопочку в салоне, задействуется целая цепочка событий, вникать в которые не всегда нужно.


Вне зависимости от того, какая прошивка системы, где расположен датчик и как выглядит рычаг управления, принцип у всех пассивных круизов примерно одинаковый.

Особенности управления

Да, цена на машины, в которых установлен круиз контроль, несколько дороже. Иногда КК идет уже в базовой комплектации, если это авто дорогого сегмента. А в более доступных классах круиз можно получить в качестве опции. Нужен он вам или нет, решайте сами. Лично я активно пользуюсь этими прелестями современного автомобилестроения, а мой товарищ, несмотря на наличие в машине КК, предпочитает все контролировать самостоятельно.

Ну да ладно, его право. Как и ваше. Я же лучше расскажу, как осуществляется управление пассивным круизом.


Кнопки управления расположены обычно на рычаге или на самом руле. Хотя есть модели, где органы управления находятся на передней панели.

Пройдемся по кнопкам.

  • Off. Тут все понятно, это кнопочка для выключения;
  • On. Включает контроллер системы. Она лишь активирует круиз, но вам еще нужно самостоятельно набрать скорость, которую КК будет поддерживать. Для этого доводим стрелку спидометра, к примеру, до 80 км/час и нажимаем на Set. Все, теперь скорость задана;
  • Res+. Это типа продолжить. Нажимать надо, когда круиз активирован. Это позволит увеличить скорость на 1,6 километра в час при одинарном нажатии. Если зажать кнопочку, машина начнет разгоняться. Останавливайте на том значении, которое вам нужно. Заменяет надавливание на педаль газа;
  • Set при активном КК. Нажав на нее 1 раз, скорость упадет на 1,6 км/час. Зажатие приводит к противоположному кнопке Set эффекту, то есть постепенному снижению заданной скорости;
  • Обгон. Вы жмете на педаль газа, а после маневра отпускаете ее. КК вернет вас к той скорости, которая была до обгона;
  • Торможение. Просто нажав педаль тормоза, вы сбросите настройки и система не запомнит заданную ранее скорость. А если нажать на Off, тогда при последующем включении КК начнет набирать ту скорость, которая была задана в последний раз.

Включив круиз, вы можете просто убрать ногу с педалей и спокойно ехать. Удобно и практично.


Адаптивный

Если вы решили установить на машину адаптивный КК, то пошли по более современному пути. Хотя многие жалуются на частые ошибки у адаптивного круиза, на практике это касается в основном машин с первыми образцами этой системы.

Давайте узнаем, как работает АКК, как подключить его к работе и посмотрим для наглядности видео.

АКК — это усовершенствованная версия обычного круиза. Его особенность в том, что система автоматически держит дистанцию между машинами и движется с заданной скоростью.

АКК оснащают лазером или радаром, чтобы следить за транспортом впереди. Их ставят за решетку радиатора. Сигналы передаются на контроллер, который уже тормозит или разгоняет авто.


АКК более эффективные в плане безопасности. Когда препятствие пройдено, система возвращается в нормальный режим работы, то есть восстанавливает заданную скорость.

Их условно можно разделить на радарные и лазерные.

  • Лазерные адаптивники доступнее, их цена ниже. Но это обусловлено тем, что при плохой погоде лазер просто не видит препятствия. Если впереди движется грязная машина, КК ее просто не увидит;
  • Радарные системы ставят на дорогие автомобили. Они видят намного лучше, потому являются предпочтительным выбором. Но и цена выше.

Последние разработки в сфере адаптивного круиза позволяют подавать водителю сигналы. А некоторые модели вовсе самостоятельно принимают решение вместо водителя при необходимости экстренно затормозить.

В автомобиле. А между тем это старая система, которая ранее могла только лишь поддерживать скорость движения автомобиля, и водителю при этом не приходилось держать педаль газа. Данная система обеспечивала дополнительное удобство и комфорт при езде на трассах и автомагистралях. В результате использования круиз-контроля водитель за рулем устает меньше. Также в теории это помогает снизить расход топлива, так как двигатель при использовании системы работает равномерно, и его обороты не прыгают.

Для чего нужен круиз-контроль в автомобиле?

Эта система нужна для обеспечения дополнительного удобства при поездках на большие расстояния. К примеру, если водителю нужно добраться из одного города в другой, преодолев при этом 500-600 километров, то на автомобиле без данной системы ему придется в течение 5-6 часов (в зависимости от скорости движения) держать педаль газа, что фактически равно держанию правой ступни в неудобном положении. В течение всего времени путешествия хочется сменить положение ноги, но делать этого нельзя. Кажется, что это мелочь, но держать педаль газа 5-6 часов на самом деле очень сложно.

Активировав функцию круиз-контроля в автомобиле, водитель может позволить себе отпустить педаль газа. Система будет подавать топливо в камеры сгорания не через педаль газа, а через специальные пневматические приводы. Регулировать скорость движения водитель сможет с помощью кнопок, которые располагаются на руле (обычно есть 5 кнопок).

Управление системой

Теперь, когда мы поняли, что это такое - круиз-контроль в автомобиле, можно разобраться с тем, как он работает. Обычно для управления данной системой есть 5 кнопок на руле:

  1. Кнопка On/Off, которая активирует и деактивирует систему.
  2. Переключатель фиксации скоростного режима и увеличения скорости. То есть после разгона до требуемой скорости водитель может переключателем зафиксировать текущую скорость движения и отпустить педаль газа. Последующие нажатия на эту кнопку будут увеличивать скорость движения на 1 км в час.
  3. Если во время использования круиз-контроля водителю пришлось резко разогнаться или затормозить, нажав на педаль газа или тормоза, то параметры данной системы сбрасываются. Чтобы быстро активировать круиз-контроль и вернуться к скорости движения, установленной ранее, водителю нужно нажать кнопку Resume.
  4. Кнопка снижения скорости Coast. Каждое нажатие на кнопку снижает скорость движения на 1 км. В некоторых моделях шаг снижения и прибавления скорости составляет 1.5 км.
  5. Кнопка Cancel деактивирует систему.

В зависимости от модели автомобиля эта система может быть представлена и другими кнопками, шаг набора и сбавления скорости может отличаться. Но принцип выглядит именно так, как описано выше.

Виды

Всего существует несколько видов круиз-контроля в автомобиле. Что означает пассивный или активный тип? В первом случае водитель имеет возможность лишь установить скорость движения машины. Однако второй тип предполагает использование сложных электронных устройств, которые сканируют пространство перед машиной, что открывает дополнительные возможности управления транспортным средством в зависимости от условий движения.

Пассивный тип (PPC)

Как мы уже выяснили, пассивный круиз-контроль позволяет держать заданную скорость, что удобно при длительных поездках на большие расстояния. За счет неизменного скоростного режима работы двигателя обеспечивается экономия топлива.

Выключение контроля осуществляется при слабом нажатии водителя на педаль газа. Конструкция такой системы имеет специальный пневматический привод, который регулирует поступление в камеру сгорания воздушно-топливной смеси через дроссельный клапан. Это исключает необходимость использовать педаль газа.

Активный (или адаптивный) тип

Адаптивный круиз-контроль представляет собой усовершенствованную версию активного типа. Кроме возможности поддержания скоростного режима без нажатия на педаль газа автомобили с адаптивным круиз-контролем могут просчитывать расстояние до впереди идущей машины, а также снижать или прибавлять скорость в зависимости от сложившейся на дороге ситуации. То есть если система определяет, что расстояние до идущей впереди машины снижается, то и система сбавляет скорость движения. Сбавление скорости осуществляется до того момента, пока промежуток между автомобилями, по мнению системы, не станет оптимальным. Если датчик перестает видеть препятствие впереди, то машина набирает скорость и держит данный скоростной режим.

Безопасность

Адаптивная установка круиз-контроля на автомобиле является достаточно умной, она обеспечивает не только комфорт при движении на трассах и магистралях, но и безопасность водителя, который может слишком расслабиться на дороге.

К тому же эта система может производить не только экстренное торможение, но и маневры уклонения. Это в значительной степени увеличивает безопасность при движении, и часто такие системы сохраняли жизнь людей и целостность самого автомобиля при различных ситуациях на дорогах.

Отметим, что адаптивный (или активный) круиз-контроль тесно связан с работой систем ABS и ESP (системы стабилизации и антибуксировки), и если хотя бы одна из них перестает работать, то активировать круиз-контроль также нельзя.

Динамический тип

Кроме адаптивного и пассивного круиз-контроля есть еще и динамический. Он представляет собой одну из разновидностей пассивного типа. Особенностью этой системы является контроль работы двигателя, что позволяет экономить топливо и ресурс мотора.

К примеру, при подъеме на горку система притормаживает и сбавляет скорость, что оберегает мотор от излишних нагрузок. Также скорость снижается и при возникновении каких-либо неполадок с двигателем и при вхождении автомобиля в повороты. После прохождения поворота прежняя скорость восстанавливается.

Теперь мы разобрались, что это такое - круиз-контроль в автомобиле. Определим его основные преимущества и недостатки.

Плюсы

Преимущества этой системы очевидны каждому водителю. В первую очередь это удобство при езде и снижение нагрузок на спину за счет отсутствия необходимости держать ногу на педали газа. Некоторые водители отмечают экономию топлива как достоинство подобной системы. В теории экономия достигается за счет обеспечения равномерности работы мотора и отсутствия перепадов на впрыске топлива. К тому же если установлен адаптивный круиз-контроль, то он обеспечивает еще и дополнительную безопасность движения транспортного средства.

Недостатки

Основной недостаток - это дороговизна системы. Автомобили с системами круиз-контроля являются дорогими и недоступны большинству потребителей. Впрочем, машины с обычными пассивными системами уже доступны среднему классу потребителей.

Если верить отзывам некоторых водителей, активно использующих эту систему, экономия топлива отсутствует полностью, а в некоторых случаях имеет место даже повышенной расход. Еще одним серьезным недостатком является небезопасность использования системы из-за того, что водитель может слишком расслабиться за рулем автомобиля. Постоянно держа ступню на педали газа, сильно расслабиться не получится.

Следующим недостатком является невозможность использования системы на дорогах с частыми спусками и поворотами, а также на трассах с интенсивным автомобильным потоком. Про использование системы в городе вообще говорить не приходится.

Многие водители не рекомендуют применять данную систему на дорогах после или во время дождя, так как при торможении водителю нужно чувствовать автомобиль. В противном случае это может привести к ДТП. Подходит эта система только тем водителям, которые часто путешествуют из города в город. При городском движении функция практически бесполезна, поскольку в городе отсутствуют длинные участки трассы, где можно было бы долго держать стабильную скорость.

Заключение

Теперь мы окончательно понимаем, что это такое в автомобиле - круиз-контроль. Подобная система действительно полезна и нужна - она должна быть в каждой машине. Постепенно такие системы появляются и в машинах среднего и даже бюджетного класса, но пока что это всего лишь пассивные разновидности. К тому же установить эту систему можно даже на автомобиль, в котором заводом-производителем не предусмотрена данная технология. Специальные установки продаются в автомагазинах.

На этом можно ставить точку. Мы разобрались, что это такое - круиз-контроль в автомобиле. Технология - полезная в ряде случаев, но увлекаться ею не стоит, так как водителю нельзя терять концентрацию на дороге.

Современный автомобиль оснащается большим количеством вспомогательных систем, которые облегчают процесс управления автомобилем. Причем количество этих систем постоянно увеличивается, но есть и те, которые появились достаточно давно, среди них и круиз-контроль. Но не смотря на это, далеко не все знают, что это за система и для чего она нужна. Все потому, что особой популярности круиз-контроль в европейских странах не сыскал, и далеко не все производители его устанавливают. И все же разберемся, что такое круиз-контроль в автомобиле, для чего он нужен и как им пользоваться.

Изображение круиз контроля на приборной панели

Круиз-контроль – вспомогательная система автомобиля, основная задача которой – поддержание заданной скорости движения. Она является полезной при длительных поездках по загородным трассам, в городе же от нее никакой пользы нет.

Если авто выехало на длинный участок трассы, водитель просто устанавливает определенный скоростной режим, и система его поддерживает независимо от дорожных условий (подъем, спуск). При этом водителю нет необходимости жать на педаль акселератора, что позволяет ему более комфортабельно расположиться и расслабить ноги. В итоге, водитель в меньшей степени устает от длительных переездов.

Данная система далеко не новинка, ей уже почти полвека. Изобретена она была в США, и там она более востребована. Устанавливаться круиз-контроль может на автомобили с любыми типами двигателей и трансмиссий (АКПП, механика).

Пассивный круиз контроль

Существует два типа круиз-контроля: пассивный и адаптивный. Пассивный круиз-контроль – простая по конструкции система, которая способна поддерживать только заданный скоростной режим. Состоит она обычно из блока управления, нескольких датчиков и привода дроссельной заслонки.

Работает пассивная система достаточно просто – водитель, при достижении скорости, которую считает оптимальной, включает в работу круиз-контроль. Электронный блок посредством датчиков фиксирует скоростной режим и положение дроссельной заслонки. При изменении условий движения (подъем, спуск), датчики сигнализируют об этом, и блок управления подает сигнал на привод дроссельной заслонки, который и осуществляет необходимые действия с дросселем (открывает, закрывает), чтобы поддерживать заданный скоростной режим.

Адаптивный круиз контроль

Датчики адаптивного круиз контроля

Адаптивный круиз контроль – новое поколение круиз-контроля. Она уже не только поддерживает заданный режим движения, но еще и учитывает дорожную ситуацию. Для этого в систему включают дополнительные датчики, радары, камеры.

Благодаря такой системе существует возможность «привязать» свое авто к идущему впереди. Такой круиз-контроль «следит» за впереди идущем автомобилем, и полностью подстраивается под ее скоростной режим, удерживая при этом безопасную дистанцию между авто.

Вот для этого в конструкцию и включены дополнительные датчики, камера и радар. Они позволяют привязаться к другому авто и поддерживать его скорость движения. Если «ведущий» автомобиль изменит скорость, датчики «уловят» это и передадут сигнал на ЭБУ круиз-контроля, а тот в свою очередь задействует привод, чтобы установить необходимый режим.

Некоторые виды адаптивной системы могу также брать в расчет и дорожную разметку, то есть, круиз-контроль будет следить за тем, чтобы автомобиль не покинул выбранную полосу движения.

Отметим, что круиз-контроль не является системой, которая работает в автоматическом режиме. Чтобы его задействовать, водителю необходимо его включить.

Видео о круиз контроле

Как пользоваться круиз контролем

Блок кнопок для управления круиз контролем

Для удобства работы с системой, блок ее управления располагается на рулевом управлении. При этом, с его помощью можно не только включать и выключать систему, но еще и изменять условия ее работы.

Блок управления круиз-контролем обычно состоит из нескольких клавиш:

  • «ON/OFF » — клавиша включения и выключения системы (может и отсутствовать).
  • «SET/ASSEL » — клавиша установки скоростного режима. При разовом нажатии, система начинает поддерживать скорость, с которой авто двигалось на момент нажатия. Повторное нажатие увеличивает скорость на определенное значение, к примеру, на 1 или 2 км/ч.
  • «COAST » — клавиша уменьшения скоростного режима. При нажатии скоростной режим уменьшается на определенное значение.
  • «RESUME » — возврат к раннее заданному скоростному режиму.

Дополнительно, для управления работой круиз контроля используется и педаль тормоза, а также педаль сцепления – у автомобиля с механическая КПП. Любое, даже незначительное нажатие на эти педали отключает круиз-контроль, то есть авто переходит на ручное управление акселератором и заданный скоростной режим уже не поддерживается.

В системах, у которых отсутствует клавиша «ON/OFF», включение осуществляется нажатием на «SET/ASSEL», а выключение – нажатием на тормозную педаль.

При отключении круиз-контроля, к примеру, при небольшом притормаживании, достаточно нажать на «RESUME», чтобы снова включить, причем он вернется к режиму, который был задан до отключения. Но стоит отметить, что круиз-контроль не способен долго хранить данные по скоростному режиму, поэтому возврат к нему при помощи «RESUME» может быть только при кратковременных отключениях.

В целом, круиз-контроль – достаточно полезная система, но только при длительных поездках. В городе от нее толку будет мало, особенно учитывая, что она обычно не работает на скоростях ниже 40 км/ч.

Сегодня рынок программных средств насыщен приборами, повышающими показатели комфорта и безопасности во время езды на автомобиле. У числу таких средств относится система круиз-контроля.

Что такое круиз контроль в машине и зачем он нужен

В основе работы круиз-контроля лежит воздействие на дроссельный клапан через пневматический привод. Регулируя поступление воздуха в двигатель, клапан ограничивает мощность мотора и скорость. Основная часть устройства представлена в виде миниатюрного компьютера, размещенного под капотом или за панелью приборов. С помощью сенсоров компьютер подключен к дроссельному контролю, что позволяет устройству регулировать скорость автомобиля, когда во время спусков и подъемов меняется нагрузка на двигатель.

Круиз-контроль незаменим во время поездок на длительные расстояния, когда от водителя требуется напряженное внимание. Успешная работа устройства возможна, если вы двигаетесь по трассе с гладким дорожным покрытием. В условиях города, где скорость движения непостоянная, ожидаемого результата круиз-контроль не принесет.

Помимо регулировки скорости транспортного средства, круиз-контроль имеет и другие функции. Так устройство способно уменьшать/увеличивать скорость авто одним нажатием кнопки. Круиз-контроль сконструирован таким образом, чтобы обеспечить водителю безопасность. Так система круиз-контроля отключается при снижении скорости авто до 40 км/ч или при нажатии на педаль тормоза.

На рынке присутствуют два вида круиз-контроля: адаптивный и пассивный. Круиз-контроль пассивный сохраняет скорость движения, заданную водителем. Адаптивный круиз-контроль — устройство, следящее за скоростью идущего впереди автомобиля и корректирующего скорость авто таким образом, чтобы между транспортными средствами дистанция оставалась неизменной. Адаптивные системы круиз-контроля могут быть лазерными и радарными.

Плюсы, минусы и цена

Преимущества:

  1. Круиз-контроль избавляет водителя от необходимости непрестанно регулировать скорость. В машине, оборудованной круиз-контролем, ноги перестают болеть и отекать во время продолжительных поездок.
  2. При движении автомобиля с постоянной скоростью топливо расходуется экономичнее, чем при движении с переменной скоростью.
  3. Адаптивный круиз-контроль наравне с ABS и ESP обеспечивает безопасность водителю и его пассажирам.

Недостатки:

  1. При выходе из строя даже одного компонента устройство может повести себя неадекватно. Например, резко затормозить автомобиль и спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.
  2. Водитель, доверившийся круиз-контролю, расслабляется и перестает следить за дорогой, рискуя пропустить опасный момент и попасть в аварию.
  3. В городских условиях толк от круиз-контроля небольшой. Во-первых, пользоваться им при постоянно меняющихся скоростях неудобно. Во-вторых, в мегаполисах человек большую часть времени проводит в пробках, где скорость движения редко превышает 40 км/ч.

Цена устройства зависит от типа системы (адаптивной/пассивной), производителя, количества функций, марки автомобиля и т.д. Если вы планируете покупку адаптивной системы, помните что устройства, оснащенные лазером, стоят дешевле устройств, оснащенных радаром. При этом следует помнить: лазер бесполезен в неблагоприятных погодных условиях, а грязный автомобиль вовсе не воспринимается лазерной системой.

Средняя стоимость круиз-контроля – 10-20 тысяч рублей. Планируя приобретение круиз-контроля, помните, что часть бюджета вам придется потратить на установку системы. Стоимость услуги зависит от автосервиса, а также от сложности и продолжительности работ на каждом этапе установки.

Важные особенности

В условиях частых подъемов и спусков система круиз-контроля может повести себя непредсказуемо: при подъеме возможно снижение скорости, а при спуске торможения может оказаться недостаточно, и водителю придется самостоятельно снижать скорость путем нажатия на педаль тормоза. Поведение системы в условиях подъемов и спусков зависит от трех факторов: крутизна спуска/подъема, крутизна дороги, заданная скорость.

Производители устройств не советуют пользоваться круиз-контролем в неблагоприятных погодных условиях (снег, туман, сильный ветер, дождь, морось), а также на мокрой скользкой или обледенелой дороге.

  • Круиз-контроль оснащен пятью кнопками: Off (выключить), On (включить), Resume (восстановить), Set/Accel (установить/увеличить), Coast (уменьшить). Нажав на клавишу On, вы активируете устройство. После того как, нажав на педаль газа, вы наберете нужную скорость, нажмите и отпустите кнопку Set. Так вы зададите скорость, которую автомобиль будет удерживать на протяжении пути.
  • Для увеличения скорости повторно нажмите на кнопку Set, для уменьшения – задействую кнопку Coast. Если во время обгона вы удерживали педаль газа для увеличения скорости, вернуться к прежней скорости вам поможет кнопка Resume.
  • Не давите на газ, если устройство активировано. Уберите ногу с акселератора, но продолжайте наблюдать за ситуацией на дороге.

Круиз контроль на ладу гранта — вполне реальная опция. Смотрите на видео, насколько хорошо он работает.

Итог

Круиз-контроль – принципиально новое слово в обеспечении безопасности и комфорта водителя при езде на дальние расстояния. Вы по достоинству оцените это преимущество, однако помните, что даже самая совершенная система может ошибиться.

Статьи по теме