Средства массовой информации в политической жизни современного общества. Конспект урока по обществознанию "роль сми в политической жизни"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Средства массовой информации в политической жизни общества. Мобилизационная, социализирующая функции СМИ. Правила отбора материалов. СМИ в политической системе России. Влияние СМИ на информационный процесс. Основные способы распространения информации.

    реферат , добавлен 07.10.2013

    Понятие, структура, средства и модели политической коммуникации, её функции и виды. Теории политической коммуникации. Формы вербального способа передачи информации. Средства массовой информации в политике. Особенности политических PR-технологий.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2016

    Понятие и сущность политической системы. Функции политической системы общества. Основные типы политических режимов. Выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера. Политические принципы и нормы.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2011

    Понятие, субъект и роль конфликта. Причины и стадии развития политических конфликтов. Классификация политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов. Значение и места конфликта в политической жизни. Функции конфликтов.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    Формирование политической системы Республики Казахстан. Создание институтов гражданского общества. Функции, структура, типологии и роль политических партий. Понятие и признаки общественно-политических движений, формы и методы их влияния на органы власти.

    презентация , добавлен 22.05.2014

    Понятие политического манипулирования. Тактика проведения избирательной кампании и формирование имиджа. Внеправовое политическое манипулирование. Распространение информации через средства массовой информации. Примеры политических манипуляций на выборах.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Политические партии и их функции. Основные направления, виды и формы взаимоотношений государства и партий. Сущность политической деятельности. Тенденции развития современных политических партий. Роль политических партий России в гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2015

    Возникновение, основные этапы становления и сущность политических партий. Формирование партий электорального происхождения. Политические отношения. Классификация и типология политических партий. Роль и функции политических партий в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2008

Тема: «Роль СМИ в политической жизни»

Аннотация к уроку.

Урок «Роль средств массовой информации в политической жизни» разработан для 11класса (профильный уровень) по разделу «Политическая жизнь современного общества». Урок знакомит с ролью средств массовой информации в политической жизни общества, развивает умение обучающихся осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи. Формирует личное отношение к влиянию средств массовой информации. Применяется на уроке компьютерная презентация, проекты обучающихся, что позволяет активизировать и углубить знания обучающихся по данной теме. Разноуровневые задания, выполняемые в ходе урока, способствуют подготовке обучающихся к ЕГЭ.

Цель урока: определить влияние СМИ на формирование политического сознания в обществе.

Задачи:

    Образовательная: создать условия для осознания обучающимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»;

    Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации;

    Воспитательная: формировать отношение к влиянию СМИ на общество.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок – практикум

Основной вид деятельности учителя на уроке: работа с подготовленным электронным наглядным пособием организация обсуждения ключевых вопросов урока с обучающимися.

Основной вид деятельности обучающихся: работа с ключевыми вопросами урока с помощью разных средств: электронное наглядное пособие, разнородные источники социальной информации, проекты.

Ресурсы урока: проектор, презентация, раздаточный материал.

Технологии : информационно – коммуникативная (с элементами сотрудничества)

Ход урока

    Мотивационный блок.

    Организационный момент.

    Тему урока вы сможете сформулировать самостоятельно, прочитав высказывания, которые вы видите на слайде:


Нация, которая ведёт беседу сама с собой, - вот, что такое хорошая газета (А.Миллер, американский драматург)
Работа над высказываниями. Высказывания учащихся.

Итак, тема нашего урока «Роль средств массовой информации в политической жизни ». Мы попытаемся в течение урока определить, какова роль СМИ в политической жизни общества. Почему Средства массовой информации иногда называют «компасом в мире политики» или «четвёртой ветвью власти». Эпиграфом к уроку послужат следующие строки:

Как страус под крыло, я - голову в газету

И скрылся от семьи - ищи меня, свищи!

Лежу, душой дрожу в тревоге за планету...

Жена - стирай, шатайся сын, перекипайте щи.

Сформулируйте своё понимание данных строк.

Задание 1 (28). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль СМИ в политической жизни». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Примерный план:

    СМИ как четвёртая власть в современной политической жизни (понятие СМИ).

    Основные виды СМИ:

а) печатные (газеты, журналы,);

б) аудиовизуальные (радио и телевидение);

в) электронные (сетевые ресурсы – Интернет)

    Функции СМИ:

а) информационная (отбор и комментирование социальной информации);

б) критики и контроля (оценка и анализ политических событий и явлений);

в) политической социализации (приобщение людей к ценностям и.нормам);

г) представительства общественных интересов, мнений и позиций;

д) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям)

4. Общие принципы деятельности СМИ:

а) приоритетность, привлекательность темы;

б) сенсационность, экстремальность; неординарность темы;

в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;

г) официальная информация.

5. СМИ в политической жизни.

    Информационный блок.

Вступительное слово учителя.

Ещё в IV веке до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей.

С большой пользой для последующих поколений потрудился над ней известный французский просветитель Шарль Луи Секонда барон де Монтескье (1689-1755). Всю власть в государстве он строго делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона). Но людям оказалось этого мало, и они придумали четвёртую власть, неофициальную, но очень полезную, так как именно она сообщала гражданам страны, как действительно работают законодательная, исполнительная и судебная власти, не злоупотребляют ли они своими полномочиями. Эту власть назвали « Средства массовой информации » или «Средства массовой коммуникации». За что же они получили столь громкое название? И что такое Средства массовой информации?

    Анал и тический блок.

Задание 2 (25). (Примерный ответ: 1) смысл понятия: «СМИ – средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию». 2) предложения: – Основные виды СМИ: печатные, аудиовизуальные, электронные. – СМИ формируют общественное мнение, оказывают решающее воздействие на позицию избирателей.)

Задние 3 (26). Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций. Укажите любые три из них. (Примерный ответ: 1) информирование граждан о текущих политических событиях; 2) представление анализа действий политических лидеров, программ политических партий; 3) проведение журналистских расследований, после которых могут быть проведены парламентские расследования и приняты политические решения; 4) формирование общественного мнения и общественного настроения в преддверии выборов и в текущей политической жизни; 5) представление на каналах СМИ острых дискуссий по политическим вопросам).

Задание 4 (13).

(ответ: 123)

Задание 5. Работа с текстом

Невозможно понять роль СМИ, не обращаясь к оригинальным текстам. Обучающиеся работают с текстом (экземпляры текста на столе у каждого ученика), отвечают на вопросы.

Текст.

Вопросы и задания. 1) Как следует понимать

Социологическое исследование.

Презентация результатов ( выступление группы социологов) Часто, чтобы определить градус настроения в обществе, СМИ используют такой метод, как социологическое исследование. Среди ваших одноклассников был проведен анкетный опрос. Вот его результаты.

    Закрепление.

(СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан»

- Может ли человек противостоять СМИ? Памятка «Лоцман в море политической информации».

IV . Рефлексия. Подведение итога уроков.

Каждый ученик подходит к доске, на которой размещены цитаты, и делает выбор в пользу той или иной цитаты, заявленной в начале урока. Можно попросить нескольких учащихся обосновать свой выбор.

Домашнее задание – написать эссе по выбранной цитате.

Использованные источники и литература.

    Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2013.

    Обществознание: Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2010.

    Обществознание. ЕГЭ. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие /Р.В. Пазин. Издание 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2016.- 416 с. – (ЕГЭ)

    Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2017. Обществознание. 25 вариантов типовых заданий и подготовка к выполнению части 2 /А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. - М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 351.

Фамилия, имя обучающегося ____________________________________________________

РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

Тему урока вы сможете сформулировать самостоятельно, прочитав высказывания:

Если бы я должен был решить, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее (Т. Джефферсон)
Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе (С. Батлер)
Нация, которая ведёт беседу сама с собой, - вот, что такое хорошая газета (А.Миллер, американский драматург)

Задание 1 (28). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль СМИ в политической жизни». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах (обсуждается обучающимися)

Задание 2 (25). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Средства массовой информации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, определяющее виды СМИ, и одно предложение, раскрывающее информацию о функциях СМИ.

Ответ:

Задние 3 (26). Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций. Укажите любые три из них

Ответ:

Задание 4 (13). Выберите верные суждения о роли СМИ и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Средства массовой информации могут играть в обществе дезинтегрирующую, разъединительную роль.

    Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели.

    Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры, экономики.

    Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации.

    С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума.

Ответ:

Задание 5. Работа с текстом

Современные российские политологи о средствах массовой информации

Органическая взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ превращает последние в обоюдоострую систему контроля над поведением и сознанием политических контрагентов. Будучи главными «разогревателями» общественного мнения, стимулирующими его активность по общественно значимым вопросам политического развития, СМИ в равной мере могут как спровоцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию. Однако, взять под контроль деятельность СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В лучшем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радиостанций.

Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место…Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности. Политическая коммуникация / Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73.

Вопросы и задания. 1) Как следует пониматьвзаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков.

6. Итоговое обобщение:

Какова роль СМИ в жизни человека и общества?

СМИ приносит пользу человеку или вред? Составим шкалу мнений по отношению к СМИ.

Почему СМИ называют «Четвёртой властью»?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Периодическая печать важнейшее средство формирования общественного мнения. Радио и телевидение как основные каналы массовой коммуникации. Политическое сознание и его место в жизни общества. Политическая коммуникация как информационное воздействие.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2013

    Массовые коммуникации и средства массовой информации. Наиболее известные информационные агентства. Особенности массовой коммуникации в прессе, радио, телевидении. Общие правила отношений PR-деятельности с СМИ. Работа с прессой, радио и телевидением.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2011

    Представление о современных средствах массовой информации, их виды, функции и основная аудитория. Влияние телевидения на общественное сознание. Взаимосвязь СМИ и духовного мира человека. Степень негативного воздействия телевидения на детей и подростков.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2013

    История отечественного радиовещания. Радио тоталитарного государства, во время Великой Отечественной войны. Передачи, посвященные завоеванию космоса. Радио "перестройки и гласности". Радиовещание в условиях рынка. Независимые средства массовой информации.

    реферат , добавлен 16.03.2012

    Периодическая печать в годы первой русской революции. Русская пресса в годы Первой мировой войны. Этапы развития радио, телевидения и сети Интернет. Журналистика периода "холодной войны". Особенности современных средств массовой информации России.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Политическое прогнозирование как способ познания политических процессов. История развития средств массовой информации. Функциональные особенности СМИ в современном обществе. Политическое прогнозирование под воздействием средств массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2014

    Информационная, образовательная и социализационная деятельность средств массовой информации, их роль в политике. Принципы отбора материалов и способы распространения информации. Политическое манипулирование посредством СМИ, его методы и пределы.

    реферат , добавлен 12.12.2012

    Анализ принципов свободы массовой информации в советском и российском законе о СМИ. Изменения законодательства РФ 90-х в условиях рыночных отношений. Тенденции ограничения прав журналистов и огосударствления печати, телевидения и радио в 2000-е годы.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

Влияние средств массовой информации и церкви на общество

1 Роль СМИ в политической жизни государства

Хотелось бы начать исследование с рассмотрения теоретических аспектов роли СМИ в политической жизни государства.

В любой современной политической системе СМИ выполняют целый ряд важнейших функций: информационную, социализационную, образовательную, критики и контроля, артикуляции общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов, мобилизационную и некоторые другие.

Особенно велика роль масс-медиа в демократическом государстве. Они являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о гражданине как рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений. В демократическом государстве, где важнейшие решения принимаются большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное меньшинство - элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан без СМИ невозможно. Без радио, телевидения, газет, журналов и интернета даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкий горизонт непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, - одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И, наоборот, невыполнение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, форму политического господства правящей литы. В индустриально развитых странах без доступа к СМИ, особенно электронным, фактически невозможно появление общенациональных лидеров и существование влиятельной оппозиции. В современном мире СМИ все в большей степени выступают не только необходимым передаточным звеном в сложном механизме политики, но и ее творцом.

Влияние средств массовой информации и церкви на общество

Особенности взаимодействия политики и религии в условиях российского общества обусловлены рядом исторических и национальных обстоятельств. На протяжении веков действовали факторы, направленные на усиление роли религии...

Государство и личность государя в трудах Николло Макиавелли

макиавелли политический правитель государь Итак, мы ознакомились со взглядами на государство и личность государя Н. Макиавелли. И убедились, что основополагающим принципом политики его автор считал принцип цинизма или реализма...

Государство: основные теории и тенденции

Существующие концепции государственной власти так или иначе связаны и с вопросом о том, какую роль должно играть государство, какими должны быть его обязанности...

Демократический политический режим

Место и значение политики в жизни общества

Реальность современных международных отношений предполагает первостепенную ориентацию государств на правовые нормы и регуляторы внешнеполитических связей. Одновременно нуждается в качественном обновлении и система международного права...

Место и роль государства в политической системе общества

Чем же определяется особое место государства в политической системе общества? Чем обусловливается в ней его особая роль? Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание, во-первых, на то...

Молодежная субкультура и политика

Проблемы молодежи и политики - это постоянно развивающееся явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества и государства, происходящих в них процессов. Молодежь занимает важное место в социальной структуре общества...

Общественное мнение и его место в политическом процессе

Мнение обычно определяется как суждение. Но суждения бывают разные. Есть дескриптивные, описательные суждения, с помощью которых раскрывается представление о тех или иных фактах, событиях. Есть нормативные суждения, выражающие повеление...

Политика и власть, типы избирательных систем

В анализе категории политики обычно выделяют два основных подхода, а именно: - традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти; - социологический...

Политика и экономика

Политика возникает на определенной стадии развития человеческого общества, как уже отмечалось, в связи с качественными изменениями социально-экономических условий: общественным разделением труда, появлением частной собственности...

Политическая система общества и государство

Понятие «государство» и «политическая система» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности»...

Политическая элита и лидерство

Основой жизнедеятельности любого общества являются интересы. Из этого следует, что социальная природа власти (какие силы она олицетворяет, кто за ней стоит...

Понятие политической системы общества

Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на всё население страны в пределах ее государственных границ...

Роль органов власти в регулировании конфликтов

В современной конфликтологии международные конфликты занимают особое место. Именно они, достигая высших стадий развития с массовым применением вооруженного насилия, становятся причиной гибели миллионов людей...

Средства массовой информации в политической жизни современного общества

Само возникновение термина "политика", обычно связываемого с именем Аристотеля, имеет непосредственное отношение к общению, ибо именно Аристотель определял "политику" как вид общения...

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

Воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием". Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Стоит отметить, что особенно хорошо это удается телевидению. Во-первых, в силу большей распространенности, чем другие СМИ, во-вторых, в силу качественно иных возможностей. Человек все-таки больше верит глазам, нежели ушам. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов, а значит, сможет урегулировать ситуацию и защитить интересы граждан. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в общем и его составных частей: парламента, системы судебных органов и президентской власти. А такие проявляющиеся время от времени явления, как коррупция, обман и мошенничество, принято относить за счет человеческих слабостей, сами по себе институты выше подозрений. Фундаментальная прочность всей системы обеспечивается тщательно продуманной работой ее составных частей. Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Прежде всего для того чтобы придать гласность существующей действительности. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации.

Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это - часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно - политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы. Без активности СМИ невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения. Тем самым СМИ участвуют в социальном управлении путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего, в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демократизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества. СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.

Статьи по теме