Какая сумма штрафа за езду без страховки. Штраф за езду без осаго - варианты и размеры штрафов

Новый штраф вступил в силу с 1 сентября 2018 года за отсутствие у водителя полиса ОСАГО. Он является обязательным на территории Российской Федерации для всех автомобильных владельцев. Это очень серьезный и важный документ, который нужно предъявлять по требованию инспектора. Новый штраф за отсутствие страховки ОСАГО с 2018 года до 5 000 рублей, к счастью или сожалению остался слухом.

Автомобилистам за езду без страховки с сентября 2018 года будут выписывать штраф

Автомобилистов довольно часто интересует вопрос о том, какое наказание или штраф может грозить, если водитель, находящийся за рулем авто, не имеет страховки или не вписан в страховой полис ОСАГО.

По новым правилам дорожного движения, перемещение на транспортном средстве без соответствующего полиса ОСАГО приравнивается к его отсутствию, потому забывчивость может стать причиной выписки штрафа.

Полис всегда должен идти в комплекте с паспортом на транспортное средство, свидетельством о регистрации. Кроме того, ОСАГО обязательно должен иметь актуальный срок годности.

Штраф выписывается за езду без полиса, речь идет только о забытом бланке, а не о полном его отсутствии. В данном случае, полис у водителя есть, вот только забыл он его где-то, или положил не в тот пакет документов. При этом, водитель все же вписан в полис.

Наказание за такую забывчивость предусмотрено второй частью двенадцатой статьи КоАП. В таком случае сумма штрафа будет равна 500 рублям. Такое же наказание может ждать водителя, что сделал полис в электронном варианте, но не распечатал документ и не поставил печать страховщика.

Штрафы за езду без страховки с 1 сентября 2018 года

Ситуаций, когда при управлении автомобилем у водителя фактически нет полиса ОСАГО несколько, это и езда без страховки, когда забыл дома полис, и когда не оформил ОСАГО, когда едешь с просроченной страховкой, когда владелец транспортного средства «дал порулить» водителю, который не вписан в полис ОСАГО.

В том случае, если останавливает инспектор, а ОСАГО нет с собой, он на первый раз может огласить предупреждение, однако бывает так, что штраф прилетает сразу. Забыть полис дома и не сделать его – это совсем разные вещи, поэтому и наказание будет отличаться.

Многие российские водители достаточно часто перемещаются по стране с простроченными полисами, так, как считают их не такими уж важными и значительными.

Одни надеются на то, что инспектор во время проверки не обратит внимания на срок действия полиса. В реальной ситуации все не так. Если просроченная страховка, считается, что ее совсем у вас нет, потому тут штраф составит восемьсот рублей.

Вопрос повышения штрафа за езду без ОСАГО остается актуальным, размер платежа должен быть сопоставим с той выгодой, которую получает автовладелец, отказываясь от покупки полиса, заявил замминистра финансов Алексей Моисеев

«Что касается штрафов, вопрос их повышения можно обсуждать. Все-таки должна быть сопоставимость между штрафами и экономической составляющей, выгодой, которую человек получил», - сказал он.

«Мы планируем, чтобы с 1 сентября начали работать камеры фото- и видеофиксации в Москве, рассылая «письма счастья» для тех людей, у которых нет полиса ОСАГО», - сказал Уфимцев.

По мнению замминистра, автомобили без полиса ОСАГО надо фиксировать на камеры, но в вопросе есть и развилка, которую нужно разрешить. Камеры фото- и видеофиксации начнут «ловить» автомобили без полисов ОСАГО с 1 сентября 2018 года.

«В принципе, если происходит фиксация камерами, человек проехал десять раз без полиса - десять раз получил штраф? С другой стороны, люди будут говорить, что нельзя за одно нарушение брать штраф больше одного раза. Это надо будет доказывать. Рассуждая рационально - если человек совершил одну поездку в один день без полиса и его поймали, то нарушение все равно одно», - продолжил Моисеев.

Не нужно забывать о том случае, если водитель находится за рулем, а его имени нет в полисе. За такое нарушение могут выписать штраф на пятьсот рублей. Российские водители стараются вписать в полис меньше людей, чтобы сократить страховой коэффициент в случае аварии.

Это незаконно, так, как каждый, кто находится за рулем, является ответственным перед остальными участниками дорожного движения. Если его имя не вписано в страховку, а он попадает в аварию, он не несет никакой материальной ответственности, так, как такой случай не прописан в договоре.

Таблица штрафов за езду без страховки в 2018 году

В таблице представлен список нарушений в отношении страхового полиса, статьи КоАП РФ и размер штрафа за езду без страховки ОСАГО в 2018.

Вид нарушения Размер штрафа Статья КоАП РФ
Езда без страховки (забыл дома) Штраф 500 рублей ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ
Езда без страховки (не оформлял) Штраф 800 рублей ч.2 ст. 12.37 КоАП РФ
Езда с просроченной страховкой Штраф 800 рублей ч.2 ст. 12.37 КоАП РФ
Езда вне периода использования ТС Штраф 500 рублей ч.1 ст. 12.37 КоАП РФ
Водитель не вписан в страховку Штраф 500 рублей ч.1 ст. 12.37 КоАП РФ

Подводя итоги стоит отметить, что в 2018 году, как и в прошлом, оставлять полис ОСАГО дома или в любом другом месте не стоит. Страховка, как и водительское удостоверение и СТС, должна постоянно находиться у водителя при себе.

Подобная забывчивость может вылиться в штраф и потерю времени.

Полис обязательного автомобильного страхования так же знаком и известен всем автолюбителям, как и водительские права. Но что будет если нет страховки на машине? Что грозит за езду без страховки? И если это выплаты в рамках административной ответственности, то какой штраф за езду без страховки положен автовладельцам? Данная проблема возникает на дорогах России с завидной регулярностью, что наталкивает на другой вопрос: почему столько случаев, когда водитель оказывается не в состоянии предъявить сотруднику ГИБДД\ГАИ страховой документ?

Страховку ОСАГО в теории разрабатывали исключительно для блага владельцев авто. Автогражданский тип страхования виделся полезным не только для самих собственников транспорта, но и для всей транспортной структуры в целом. Главный прецедент – это когда владелец авто оказывается виновником ДТП и ему надо возмещать ущерб другим физическим и/или юридическим лицам . Для того чтобы имелась гарантия хотя бы частичного возмещения, и требуют страховку. Страховщик при наступлении страхового случая финансово поможет. А без страховщика –где гарантия, что виновник ДТП сможет самостоятельно изыскать средства? Отсюда и обязательность получения данного страхового полиса.

Но на практике частенько все выходит иначе. Во-первых, страховка далеко не всегда оказывается должной материальной помощью при наступлении страхового случая, а если машина старая, то для ее собственника оформление ОСАГО – это вообще сплошные убытки. А во-вторых, нередко страховщики навязывают страхователям дополнительные услуги, увеличивая стоимость полиса. Из-за этого кто-то не может сразу оформить ОСАГО или обновить его в положенное время, ведь срок действия минимального полиса может закончиться меньше, чем через год. Наконец, ездить без ОСАГО любят некоторые забывчивые собственники машин.

Страховой документ является обязательной бумагой наряду с водительскими правами, которые имеет право затребовать представитель правоохранительной структуры. Поэтому, если водитель был пойман за ездой без страховки ОСАГО, предусмотрена административная ответственность. Причем до недавнего времени штрафом за вождение без страховки дело могло не ограничиться. Сотрудники ГИБДД снимали государственные номера с машины, после чего вызывался эвакуатор для отгона автомобиля.

А за простой транспорта на штрафной стоянке владельцу потом приходилось платить. Многие водители даже предполагали, что гаишники имеют с этих выплат дополнительный навар. Чем дольше будет стоять автомобиль, тем накладнее для автомобилиста. Но 15 ноября 2014 года вышел официальный запрет на снятие государственных номеров и изъятие частного транспортного средства из эксплуатации по причине отсутствия на руках у водителя полиса автомобильного страхования.

Чем грозит езда без ОСАГО сейчас? За езду без полиса ОСАГО водителя наверняка оштрафуют. Ситуации, за которыми следуют подобные санкции, а также конкретные штрафы ГИБДД отражены в КоАП РФ (Кодекс административных правонарушений):

Суть проблемы касательно страховки

Статья КоАП РФ

Санкция (денежный штраф, в рублях)

Отсутствие страховки (документ есть, но находится в другом месте – дома, на работе)

Часть № 2 статьи 12.3

Отсутствие страховки (документ вообще не оформлялся)

Часть № 2 статьи 12.37

Предъявленный полис просрочен

Часть № 2 статьи 12.37

Управление ТС вне периода его эксплуатации, который обозначен в страховом полисе

Часть № 1 статьи 12.37

Водитель не является страхователем на данное авто

Часть № 1 статьи 12.37

Рассмотрим каждый случай в отдельности:

1. Согласно второй части статьи 12.3, когда у водителя просто физически нет на руках страхового полиса, сотрудник ГИБДД может либо вынести ему предупреждение, либо выписать штраф. Сколько штраф будет составлять? Здесь он минимален, т. е. 500 рублей. Понятно, что в большинстве случаев представитель власти оштрафует, ибо это идет в его трудовую статистику. Штраф – это правило, а предупреждение – исключение.

Касательно данной ситуации у многих уже наверняка назрел вопрос: а если водитель просто солжет? Скажет, что забыл полис дома, а на самом деле у него закончилась страховка либо вообще не была приобретена изначально. Ездить без страховки – это одно, но здесь могут приписать и введение сотрудника органов в заблуждение. Что грозит еще большим штрафом, размер которого строго не фиксирован. Поскольку по номерам машины через базу данных всегда можно пробить, есть ли страховка и не истек ли срок ее годности. Автомобиль поставят на учет в ГИБДД только после того, как на него будет организован полис ОСАГО. И если страховку не оформили, то в базе данных ГИБДД авто не будет числиться. А каков штраф окажется тогда? Трудно сказать точно, но дойти он может и до 3000 рублей. Впрочем, сотрудник, остановивший авто, может оказаться либо слишком ленивым, либо не блещущим умом и навыками работы с ЭВМ.

Можно сказать, это лотерея. И каждый автовладелец сам решает, если нет страховки, что сказать по поводу невозможности предъявить полис ОСАГО. Но неправомерным будет и поведение сотрудника правоохранительных органов, если водитель действительно просто оставил дома свой полис, а его пытаются оштрафовать по статье «За отказ от оформления страховки». Тогда владелец машины имеет право обжаловать полученный протокол в течение 10 суток от момента его выдачи.

2. Когда же владелец автомобиля сразу признается, что езда без страховки имела место из-за отсутствия полиса ОСАГО как такового, в силу вступает часть № 2 статьи 12.37. Она гласит, что за неисполнение собственником авто установленных федеральным законом его страховых обязанностей в обязательном порядке предусмотрен штраф в 800 рублей. До ноября 2014 года, как уже говорилось, штрафом за езду без страховки дело могло не ограничиться, а автомобиль отгоняли на штрафную автостоянку до того момента, пока водитель не оформит страховой полис.

Но сейчас те, кто садится за руль, не имея бумаги ОСАГО, рискует при остановке сотрудниками ГИБДД потерять 800 рублей. Правда, касательно езды без полиса ОСАГО, если сие нарушение повторяется многократно, автовладельца могут начать прижимать более серьезно, ограничив его право управлять транспортным средством обходными путями.

3. Третий случай, когда срок действия полиса автострахования истек, в российском кодексе административных правонарушений отдельно не рассматривается. Но тогда какое наказание грозит здесь? Просроченный полис ОСАГО приравнивается к управлению автомобилем без страховки в принципе. То есть все та же часть № 2 статьи 12.37 и штраф 800 рублей.

4. Многие автовладельцы «погорели» на четвертом пункте приведенной таблицы. В документе ОСАГО прописывается, когда водитель имеет право садиться за руль. Дело в том, что в стандартном полисе срок его годности и допустимый период вождения часто не совпадают (зависит от страховщика). Например, полис оформлялся ровно на год, но срок управления автомобилем ограничен периодом с марта по ноябрь, т. е. январь, февраль и декабрь полис хоть и годен, но данные месяцы не входят в допустимый полисом период эксплуатации машины. И если ГИБДД поймает такого автовладельца на машине в любой из этих месяцев, его ждет штраф в 500 рублей (согласно части № 1 статьи 12.37.5).

5. И последний пункт, который регулируется также частью № 1 статьи 12.37, – это когда за рулем оказывается лицо, не являющееся собственником-страхователем управляемой машины. Причем наличие водительских прав ситуацию не меняет. Например, владелец авто дал во временное пользование своего «железного коня» третьему лицу. И если это самое третье лицо остановят работники ГИБДД и обнаружат, что Ф. И. О. в водительских правах и полисе ОСАГО не совпадают, собственнику-страхователю будет выписан штраф за управление машиной лицом, которое не является страхователем. Это снова 500 рублей.

Важно упомянуть, что согласно части 2 статьи 4 Федерального закона № 40 от 25.04.2002 после покупки машины по закону дается срок 10 дней. В этот период собственник транспортного средства должен приобрести страховой полис. Но сотрудники дорожно-патрульных служб не имеют права выписывать штраф за отсутствие полиса в эти 10 дней. Правда, водителю необходимо иметь при себе документы о покупке машины, где указана дата ее приобретения.

Есть один любопытный момент касательно этого административного автомобильного нарушения. Можно ли за отсутствие страховки взыскивать штрафные выплаты с одного и того же собственника авто неограниченное число раз? Дело в том, что согласно пункту № 5 статьи 4.1 Кодекса административных правонарушений РФ осуществлять санкции за какое-то одно конкретное правонарушение можно только единожды. Или попросту говоря, дважды за одно и тоже не наказывают. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (пункт № 2 статьи 19) гласит, что эксплуатация не застрахованного в рамках ОСАГО транспорта запрещена.

Однако заставить приобрести зачастую довольно дорогой страховой полис, один раз выписав штраф за езду без ОСАГО в размере 500-800 рублей, вряд ли возможно. Поэтому дорожные службы хоть и неуклюже, но обходят принцип «дважды за одно не наказывают». Их рассуждения по данному вопросу таковы. Предположим, едет себе автовладелец, но в бардачке заветного полиса у него нет. Водителя тормознули ребята из ГИБДД, оштрафовали и отпустили с миром. Вроде, можно ехать дальше. Проезжает автовладелец еще с десяток километров, как тут его снова останавливают.

И снова штраф. Оштрафованный водитель возмущается: «На каком основании?». А дорожный сотрудник ему отвечает, что в прошлый раз его оштрафовали в другом месте и в другое время, а сейчас – уже новое правонарушение. Следуя такой «железной логике», можно вообще любое правонарушение (и не только автомобильное) сделать бесконечно повторяющимся, а его «автора» – бесконечно штрафуемым. В данном случае цель обхода административного кодекса вполне ясна – заставить автовладельцев приобретать полис ОСАГО.

И приходится выбирать – или раз в год раскошелиться на страховку, или день за днем, неделю за неделей выплачивать штрафы в несколько сотен рублей. Правда, такая грубая политика совершенно не учитывает многих острых углов российского автострахования. Например, среди владельцев машин уже давно обсуждается проблема, что большинство страховщиков просто саботируют заявления клиентов о страховании старых автомобилей. А ведь без страховки штрафы будут литься рекой.

КАСКО как потенциальный конкурент ОСАГО

ОСАГО начал свою историю с 25 апреля 2002 года. Обязательную автогражданскую страховку обеспечивает не только основной федеральный закон, но и пункт 2.1.1 ПДД. Касательно в него было внесено изменение от 07.05.2003. Как уже упоминалось в начале статьи, многие считают государственную систему ОСАГО негибкой, неудобной, а то и просто грабительской. И не без основания, надо сказать. Поэтому все больше автомобилистов в качестве альтернативы выбирают КАСКО, которая является объединением частных страховых компаний.

В силу этого КАСКО куда лучше подстраивается под клиентский спрос и особенности автомобильного рынка. Уровень разнообразия предложений здесь на порядок выше, чем тот, что предлагается по государственной тарификации в системе ОСАГО. Однако у КАСКО также есть свои минусы. Например, касательно вопроса, сколько стоит оформление КАСКО. Имеет место чрезвычайно дорогой полис на некоторые модели и марки, которые по статистике очень часто угоняют или разбивают в авариях. Но главное, что КАСКО – это добровольный вид страхования. Такую страховку нельзя предъявить вместо ОСАГО. У автовладельца может быть очень дорогой полис КАСКО, но если отсутствует обязательное страхование – штраф неизбежен все равно.

Теперь стоит упомянуть о тех ситуациях, когда обязательное страхование автогражданской ответственности не требуется. Регулируются эти случаи тем же ФЗ № 40, частью 3 статьи 4. Итак, обязательную страховку автогражданской ответственности приобретать не нужно, когда:

  • транспортное средство не способно при езде развивать скорость, превышающую 20 км/ч (каток, многие модели тракторов, мопеды);
  • транспортное средство изначально не предусмотрено для езды по автомобильным трассам (например, карьерные экскаваторы, большие бульдозеры и т. п.);
  • военная передвижная техника (танки, например), не считая транспорта стандартной легкой или грузовой планировки для перевозки личного состава;
  • транспортное средство имеет регистрацию за рубежом, и владелец имеет на руках полис какой-либо из международных систем страхования;
  • конструкция транспорта такова, что машина приводится в движение не колесами, а иным механизмом (гусеничный механизм, как правило);
  • собственнику полис ОСАГО также не требуется, если такую страховку за него оформило некое третье лицо-страхователь, т. е. случай, когда собственник авто и страхователь авто – разные лица (согласно части 4 статьи 4 ФЗ № 40).

Теперь следует упомянуть о еще одной ситуации, когда машина принадлежит юридическому лицу. Индивидуальный предприниматель или корпорация могут в рамках своего бизнеса иметь служебный автопарк. В этом случае юридическое лицо обязано оформить обязательную страховку на каждую машину в отдельности. Однако штраф, если у одного из водителей сотрудники ГИБДД при проверке не обнаружат документ основной страховки, будет выписан именно на данного водителя. Юридическое лицо не несет ответственности за это нарушение.

ИП или корпорация обязаны снабжать все свои машины полисом ОСАГО и обновлять этот полис, но ответственность за его сохранность и местонахождение в полной мере несет только лицо, управляющее этим авто. Однако нередки инциденты, когда предприниматель задерживается с выдачей полисов по финансовым или каким-то другим причинам. Тогда его сотрудники вынуждены работать за рулем, не получив на руки полисную страховку. Если работника оштрафуют сотрудники дорожно-патрульных служб за езду без страховки ОСАГО, то работодатель, по-хорошему, должен оплатить за него этот штраф.

Но, увы, российское законодательство не разбирает таких мелочей. Поэтому если работодатель отказывается возмещать штраф за отсутствие страховки своему подчиненному, который понес финансовые убытки по вине работодателя (не был выдан обязательный полис), то подчиненный имеет право затребовать эти деньги через суд. Другое дело, что актуальны такие разбирательства, когда имеет место штрафование многих работников или же штрафование происходило многократно.

Короче, когда речь идет о довольно больших суммах, вполне возможно, данная статья окажется очень полезной для многих начинающих автомобилистов, поскольку она предоставляет ответ на основной озвученный вопрос: что будет, если ездить без обязательной страховки? Можно сделать вывод, что ездой без страховки собственник авто рискует наездить себе неслабые такие финансовые издержки. Также здесь рассматривается градация и обоснованность штрафов, а осведомленность в этом вопросе полезна, чтобы не допустить неправомерных действий со стороны дорожных правоохранительных органов.

При эксплуатации автотранспорта на территории Российской Федерации каждый водитель должен иметь при себе три документа, к которым относятся водительское удостоверение, свидетельство о регистрации автомашины и полис обязательного автострахования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Есть ли административная ответственность за отсутствие автогражданки? Каков размер штрафных санкций в разных ситуациях, читайте далее.

Ожидается ли повышение в 2019 году

Одним из самых масштабных проектов 2019 года является введение в действие нового Кодекса об Административных Правонарушениях. Проект документа был разработан еще в 2015 году. В настоящее время рассматривается Государственной Думой.

В соответствии с проектом нового Кодекса увеличение штрафов в области обязательного автострахования не предусмотрено.

Наказание за отсутствие полиса по КоАП

Какой штраф за отсутствие страховки на автомобиль в России предусмотрен законодательством в 2019 году?

Штрафные санкции могут быть наложены в следующих случаях:

  • водитель при эксплуатации автотранспортного средства не имеет при себе автогражданки. Поскольку относится к числу документов, которые должны находиться у водителя, то элементарная забывчивость может повернуться наложением административного штрафа;
  • полис автогражданки отсутствует вследствие неисполнения , то есть документ не был приобретен ни в одной страховой компании;
  • в страховой полис не вписан водитель, который в момент задержания транспортного средства управлял им;
  • застрахованный по всем правилам автомобиль эксплуатируется не в период, установленный страховым договором. Каждый водитель имеет право застраховать принадлежащее ему автотранспортное средство на определенный период, отличный от 1 года. составляет три месяца;

Сокращение периода использования автомобиля влечет за собой снижение стоимости полиса, и одновременно с этим невозможность эксплуатации автотранспорта в иной временной отрезок.

  • страховой полис просрочен. Данное правонарушение приравнивается к управлению автомобилем без полиса обязательного автострахования.

Для частных лиц

Водители, являющиеся частными лицами, могут получить штрафные санкции за все вышеперечисленные правонарушения:

Могут ли за отсутствие автостраховки применить какие-либо иные санкции? Ранее сотрудники Госавтоинспекции при управлении автотранспортом без страхового полиса имели право изымать номерные знаки, что приводило к невозможности дальнейшей эксплуатации автомобиля.

В 2015 штраф за отсутствие страховки ОСАГО: эвакуация автотранспортного средства на штрафную стоянку, что приводило к необходимости оплачивать не только административное нарушение, но и стоимость услуг эвакуатора и хранение.

В 2019 году такая мера была отменена в связи с малой эффективностью и загруженностью штрафстоянок. В 2019 году возврат к данной мере наказания так же не предусмотрен.

Оплата административного штрафа должна производиться непосредственно виновной стороной. Для оплаты штрафа отводится 40 дней. По истечении указанного срока водитель (собственник) переводится в категорию должников.

Если оплата штрафа производится в течение 20 дней с момента получения постановления, то размер штрафных санкций уменьшается на 50%. Такая мера была введена в 2019 году для уменьшения количества должников.

Многие автовладельцы постоянно задают вопрос: могут ли сотрудники ГИБДД несколько раз оштрафовать за одно и то же правонарушение?

В соответствии со Кодекса об Административных Правонарушениях никакой человек не может быть два и так далее раз быть наказ за одно и то же нарушение.

Однако это обстоятельство не означает, что за один день эксплуатации автомобиля можно получить штраф за отсутствие автогражданки (управление авто в непредусмотренный период или человеком не указанным в полисе и так далее) только один раз.

При оформлении любого правонарушения в протоколе указываются следующие параметры:

  • дата;
  • время;
  • место.

Если хотя бы один параметр в документе отличается, то случившаяся ситуация считается новым правонарушением и на водителя могут быть наложены новые штрафные санкции.

Например, водитель был оштрафован за отсутствие автогражданки 25 января 2019 года. Нарушение закона произошло в 12 часов 45 минут по адресу г. Ярославль, Ленинградский проспект, около дома №52.

Водитель по своему желанию продолжил движение и был остановлен сотрудником автоинспекции в 14 часов около дома №45 по улице Нефтяников.

За отсутствие автогражданки так же были наложены штрафные санкции. В итоге водитель обязан заплатить 800 + 800 = 1 600 рублей за разные правонарушения.

Для ИП

Индивидуальные предприниматели в области обязательного автострахования полностью приравнены к физическим лицам.

В связи с этим лица, зарегистрированные в качестве ИП, уплачивают штрафы в случае административного нарушения в размерах ив сроки, указанные выше.

Для юридических лиц

Юридическое лицо так же не несет ответственности за правонарушения, связанные с обязательным автострахованием. Вся ответственность возлагается на водителя.

Однако в следующих ситуациях водитель, подвергшийся административному наказанию, имеет право взыскать сумма уплаченного штрафа с организации:

  • компания в нужное время не оформила автогражданку на эксплуатируемое автотранспортное средство, и принудил водителя совершить поездку на автомобиле;
  • автотранспортное средство использовалось в период, не предусмотренный автостраховкой, по необходимости организации.

В перечисленных ситуациях штраф возлагается и оплачивается лично водителем. Однако водитель имеет право взыскать с юридического лица затраченные для оплаты штрафа денежные средства.

Для этого необходимо подать исковое заявление в суд и привести доказательства виновности ответственного лица.

В случае положительного исхода (более 90% ситуаций) с юридического лица так же будут взысканы денежные средства для оплаты судебной пошлины и иных судебных издержек, а так же моральный ущерб.

Штраф за отсутствие водителя в ОСАГО

Нередко случаются ситуации, при которых управлением автотранспортного средства занимается водитель, не вписанный в полис автогражданки.

Такая ситуация расценивается как правонарушение, установленное статьей 12.37 Кодекса (нарушение условия страхового договора) и наказывается штрафом в размере 500 рублей .

Штрафные санкции налагаются непосредственно на человека, управлявшего автомобилем.

Чтобы избежать подобных ситуаций, если они случаются достаточно часто, целесообразно оформить полис обязательного автострахования без ограничения числа водителей, допускаемых к эксплуатации авто.

Однако следует учесть, что стоимость такого полиса будет несколько выше, чем в ситуации с ограниченным числом водителей.

Аналогичный по размеру штраф предусмотрен для водителей, эксплуатирующих автотранспортное средство в период, не предусмотренный страховым полисом.

Многие автовладельцы для сокращения расходов на автогражданку оформляют полис с ограниченным периодом использования.

Это означает, что в течение времени, не предусмотренного автостраховкой, использовать автомобиль нельзя ни при каких обстоятельствах.

Такси

Если транспортное средство используется в качестве такси, то у водителя должен находиться следующий пакет документов:

  • регистрационное свидетельство транспортного средства, полученное после постановки автомобиля на учет в органах Госавтоинспекции;
  • водительские права с соответствующей открытой категорией;
  • полис автогражданки;
  • специальное разрешение на пассажирские автоперевозки.

При оформлении обязательной автостраховки на транспортное средство, используемое в качестве такси, применяется повышенная базовая ставка. В настоящее время значение варьируется в пределах 5 138 рублей – 6 166 рублей.

Для сравнения: застраховать автомобиль, принадлежащий физическому лицу можно по базовой ставке 3 432 – 4118 рублей .

Увеличение базовой ставки для таксомоторов обуславливается большим количеством аварий, в которых принимают участие (становятся виновниками дорожных происшествий) автомобили – такси.

Увеличение числа ДТП приводит к увеличению страховых выплат и, следовательно, убыточности ОСАГО для данной категории автотранспорта.

Поэтому многие компании отказываются заключать договора на обязательное автострахование такси, несмотря на то, что такое действие является незаконным.

Какие штрафа предусмотрены КоАП для водителей такси:

Если машина используется для перевозки людей без специального разрешения, то по статье 12.3 на водителя будет наложен штраф. Никаких иных санкций в виде предупреждений и так далее статья не предусматривает 5000 рублей
Если автомобиль не проходит периодический технический осмотр, предусмотренный действующим законодательством, то размер штрафа (статья 12.1) может варьироваться от 500 до 800 рублей (размер штрафных санкций зависит от количества мест в автомобиле, предусмотренных для пассажиров)
Если транспортное средство эксплуатируется без надлежаще оформленного страхового полиса, то на водителя налагается штраф в размере 800 рублей
Если водителем нарушены условия страхового договора (автомобиль эксплуатируется в период, не предусмотренный договором, или управляет транспортным средством человек, не указанный в полисе), то налагается штраф в размере. Аналогичное наказание предусмотрено за «забывчивость» водителя и оставление требуемых документов дома (на работе и так далее) 500 рублей

Средняя стоимость полиса обязательного автострахования для легкового автомобиля, оформленного сроком на один год, составляет 8 000 рублей (за исключением таксомоторов).

Полис ОСАГО обходится гораздо дороже, если оформляется без ограничения количества допущенных к управлению лиц. Но некоторым эта мера необходима, поскольку за время вождения ни раз возникнут ситуации, когда за руль потребуется посадить кого-то другого. Если этот человек не указан в полисе, водителю (а иногда и владельцу авто) не избежать наказания.

Езда без страховки ОСАГО на чужом автомобиле, согласно действующему законодательству России, грозит назначением штрафа – 500-800 рублей. Выписывается он на имя «пойманного с поличным» водителя. Минимальный размер назначается в том случае, если водитель ехал без полиса, но ОСАГО у него оформлен (просто оставлен дома или на работе, утерян). Чтобы избежать назначения санкций, докажите сотрудникам ДПС, что прошли процедуру страхования, назвав данные страховщика, телефон страхового агента, номер договора и т. д. Максимальный размер предусмотрен при отсутствии документа.

С 2015 года наличие полиса определяется полицейскими при помощи электронной базы данных. Она же позволяет определять, какая страховка предоставлена сотрудникам ГИБДД – закрытая, т. е. просроченная, или действующая.

Законом также предусмотрена такая санкция, как предупреждение (ст. 12.3 КоАП). Наказание определяется сотрудником ГИБДД на месте, в зависимости от обстоятельств. На первый раз водитель может «отделаться» предупреждением. Решение полицейского, занесенное в постановление может быть обжаловано через суд.

Какие санкции предусмотрены законом для хозяина ТС, не оформившего ОСАГО, если за рулем его авто оказался другой человек? Штраф за езду без страховки выписывается только на имя водителя, которого сотрудники ДПС застали за рулем чужого автомобиля.

Помимо штрафа никаких санкций в отношении него полицейские применить не могут. Хотя ещё до 2014 года сотрудникам ГИБДД ДПС предоставлялись широкие полномочия: за вождение без ОСАГО на чужой машине они могли снять номера, эвакуировать машину и применить иные меры воздействия. В 2017 году полицейские уже не имеют возможности ограничивать использование чужого ТС. Если на руках имеются два других обязательных документа (права и регистрационное свидетельство), то штраф — это максимальная мера наказания.

Штраф, если не вписан в страховку

По действующим правилам автовладелец должен позаботиться о внесении сведений о новом водителе в действующий полис ОСАГО в графу «допущенные к управлению». Данное требование прописано в ч.2 ст. 16 ФЗ №40 «Об ОСАГО» .

Какой штраф за езду не на своем ТС назначается лицу, не вписанному в полис? Поскольку это прямое нарушение Правил страхования ОСАГО (допуск не указанного в договоре лица к управлению своим авто) и административное правонарушение, нарушитель карается уплатой штрафа – 500 рублей (на основании ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ). Выписывается он также на имя водителя, управляющего чужим ТС.

Избежать наказания можно, если вовремя сообщить страховщику о необходимости передать руль лицу, ещё не указанному в ограниченной страховке: новые сведения будут вписаны при личном обращении страхователя в офис компании (основание ч. 3 ст. 16 ФЗ №40 «Об ОСАГО»). Многие страховщики взимают дополнительную плату за такую услугу, в соответствии с установленными тарифами и соразмерно увеличенному риску.

Статья 16 ФЗ №40 «Об ОСАГО». Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств

3. В период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспортного средства, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщать страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством, и (или) об увеличении периода его использования сверх периода, указанного в договоре обязательного страхования. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис. При этом страховщик вправе потребовать уплаты дополнительной страховой премии в соответствии со страховыми тарифами по обязательному страхованию соразмерно увеличению риска.

Если возможности посетить офис страховой компании перед неожиданной поездкой не было, страхователю грозит штраф.

Назначат ли штраф, если владелец сидит рядом

По действующему законодательству данное обстоятельство не имеет значения — штраф за управление чужим автомобилем без должным образом оформленного полиса также составит 500 рублей. Однако, если владелец ТС сидит рядом с водителем, сотрудники ДПС вправе составить протокол как на имя водителя, так и на имя страхователя.

Все указанные в статье штрафные санкции могут быть назначены неограниченное количество раз, если водитель продолжает движение и попадается бдительным сотрудникам ГИБДД ежедневно.

Что будет, если нет страховки и доверенности на чужое авто

Каждый автолюбитель знает, без каких документов нельзя отправляться в путь: водительские права, регистрационное свидетельство и полис ОСАГО. Отсутствие одного из них – это правонарушение, караемое предупреждением или штрафом. За отсутствие страховки могут взыскать от 500 до 800 рублей (в зависимости от того, забыли вы её дома или вообще не оформили).

До 2012 года действовало и требование по оформлению доверенности на любого, кто сядет за руль вашего автомобиля. Сегодня отсутствие доверенности не является правонарушением. Но этот документ необходим в тех случаях, когда требуется подтверждение права на совершение определенных действий с чужим автомобилем, например, чтобы забрать со штрафстоянки или продать. Отсутствие доверенности в подобных ситуациях не влечет наказания, а лишь ограничивает возможности водителя.

Когда можно избежать наказания за езду без страховки на чужом ТС

В федеральном законе об обязательном автостраховании предусмотрены исключения, благодаря которым можно избежать наказания за административные правонарушения, включая езду на чужом автомобиле без оформления ОСАГО. Отсутствие полиса допускается у владельцев некоторых типов ТС:

  • не развивающих скорость выше 20 км/ч;
  • не допущенных к участию в дорожном движении по техническим характеристикам;
  • ТС, принадлежащих войскам, кроме транспорта, используемого в хоздеятельности.

Данные исключения прописаны в части 3 статьи 4 ФЗ №40 . Ещё одно исключение предусмотрено Правилами автострахования – клиенту страховой компании предоставляется возможность оформить страховку без ограничения лиц, допущенных к управлению. При наличии такового управлять чужим ТС может любое лицо.

Штрафа можно избежать и если заключить договор купли-продажи, а после поездки просто уничтожить его. Как известно, при наличии договора купли-продажи новый владелец ТС может свободно на нем передвигаться, поскольку у него есть 10 дней, что бы поставить автомобиль на учет и оформить ОСАГО.

Лучший выход избежать наказания — правильно оформить ОСАГО.

  • Если вероятность того, что за руль вашего автомобиля могут садиться разные люди (друзья, коллеги, знакомые), лучше приобрести страховку «без ограничений»;
  • Если за руль садятся совершенно определенные люди (ребенок, супруг, близкий родственник), стоит внести их ФИО в графы раздела «Допущенные к управлению лица» (ограниченная).

Не рекомендуется ездить без должным образом оформленного полиса. Его отсутствие приводит не только к бесконечным штрафам, но и усугубляет ситуацию при наступлении страхового случая. Обязательное страхование было введено, чтобы облегчить жизнь автовладельцев, и если уж оформлять его, то ради своего же блага следовать по всем правилам, а не относится к страхованию как к формальным обязанностям.

Статьи по теме